храм Дмитрия Солунского
О храме

Православный храм святого Дмитрия Солунского (Святого Стефана).


Общие сведения.

Православный храм святого Дмитрия Солунского, также известный как храм Святого Стефана, является частью исторического комплекса, расположенного на территории Генуэзской крепости в Феодосии. Это единственный действующий храм города, в котором сохранились уникальные фрески XIV века. Несмотря на то, что время беспощадно стерло большую часть изображений, отдельные фрагменты древних фресок все же дошли до наших дней. По мнению некоторых исследователей, они могли быть написаны рукой знаменитого иконописца Феофана Грека.

Надписи на сохранившихся фресках позволяют сделать вывод о том, что храм первоначально принадлежал греческой православной общине и был возведен в XIV веке. За свою долгую историю он пережил множество исторических событий, смену эпох и разруху, но каким-то чудом избежал полного уничтожения. В 2023 году храм был отреставрирован, и сегодня в его стенах вновь проходят богослужения.

Одной из святынь храма является ларец с крестом и частицами мощей святого Дмитрия Солунского, который был передан в дар храму известным путешественником Федором Конюховым. Реликвия привезена из одного из разрушенных храмов Сирии, что придает ей особую ценность.

Неподалеку от храма расположен армянский родник, датируемый 1491 годом. Это старейшее гидротехническое сооружение города, которое до конца XIX века обеспечивало жителей питьевой водой. Несмотря на прошедшие столетия, родник по-прежнему действует, хотя сегодня из него течет лишь тонкая струйка воды.


Греки и армяне.

Церковь святого Дмитрия Солунского — один из самых изученных и значимых памятников средневековой архитектуры в Феодосии, чье возведение датируют серединой XIV века. Её местоположение было символически важным: храм стоял в пределах цитадели Кафы — главного укрепления города, что подчёркивало его статус в духовной и общественной жизни.

Историки предполагают, что изначально храм принадлежал греческой православной общине, о чём свидетельствуют надписи на греческом языке, найденные внутри. Однако, с учётом культурного и демографического разнообразия средневековой Кафы, вероятно, церковь в разное время использовали и армяне. В пользу этой версии говорит наличие рядом с храмом Армянского фонтана, построенного в 1491 году, а также других армянских памятников, сохранившихся в окрестностях.

Прочность и архитектурные особенности церкви позволили ей пережить многочисленные исторические катастрофы. Строение устояло во время турецкого завоевания Крыма, а также выдержало разрушительное землетрясение 1927 года. Несмотря на многочисленные войны и природные бедствия, храм чудом сохранился до наших дней. Интересен и тот факт, что в советский период, который часто обвиняют в небрежном отношении к религиозным памятникам, в 1955-1956 годах была проведена масштабная реставрация храма. Именно благодаря усилиям специалистов тех лет церковь вновь обрела свою красоту и величие.

Недавние реставрационные работы также были нацелены на сохранение уникальных фресок и надписей, покрывающих стены церкви. Для предотвращения их разрушения, внутренние поверхности были обработаны специальными защитными составами, предотвращающими осыпание и выцветание росписей. Эту сложную работу выполнили опытные реставраторы из заповедника «София Киевская» по заказу ЮНЕСКО, что подчеркивает значимость храма как объекта мирового культурного наследия.

Сегодня церковь святого Дмитрия Солунского действует, но доступ к ней ограничен. Хотя внутри регулярно проводятся богослужения и экскурсии, вход в храм открыт не всегда. Посещение храма разрешено только в дни богослужений или по предварительным экскурсионным программам. Это ограничение введено с целью сохранения уникальных фресок и защиты их от возможных повреждений, что делает церковь не только действующим духовным центром, но и объектом особого культурного внимания.

Легенды, близкие к правде.
Храм Дмитрия Солунского в Феодосии окутан легендами, и многие из них имеют под собой реальную историческую основу. Одним из самых интересных мифов, который продолжает вызывать споры и восхищение, является легенда о том, что фрески внутри храма принадлежат кисти самого Феофана Грека, знаменитого византийского живописца.
Хотя прямых доказательств этому утверждению нет, историки не исключают такую возможность. Известно, что Феофан Грек действительно посещал Феодосию и работал над росписями местных святынь. Византийский стиль, характерный для его творчества, явно проявляется и в фресках храма Дмитрия Солунского. Стилистические элементы и технические приемы, применённые в росписях, соответствуют эпохе и манере художника. Вопрос лишь в том, смогут ли дальнейшие исследования подтвердить его авторство.

Не менее интересна и другая история, связанная с уникальной прочностью храма. Рассказывают, что для строительства использовался особый строительный раствор, состав которого передавался из уст в уста как своего рода «магический рецепт». Основой смеси была негашеная известь, гасившаяся в течение 30 лет в специально закрытых ямах, куда добавлялись падшие животные — туши погибших скотов, непригодных для еды. По завершении этого длительного процесса в раствор добавлялись яйца и, по слухам, даже медузы.

Хотя такое «блюдо» звучит крайне неаппетитно, строительные смеси на основе яиц действительно использовались в древности. Яичные белки служили отличным связующим материалом для извести, придавая раствору пластичность и прочность. А присутствие шерсти в штукатурке, которую можно увидеть при внимательном осмотре стен храма, говорит о том, что органические материалы действительно использовались для улучшения теплоизоляции и увеличения срока службы. Эта практика была достаточно распространена в древности.

Пусть легенды о медузах и тушах животных остаются в области мифов, но, несомненно, неординарные методы строительства позволили храму сохранить свою удивительную устойчивость. Даже спустя столетия его стены остаются прочными, а фрески — хоть и поврежденные временем — всё ещё украшают интерьер. Проведенные реставрационные работы и современные методы консервации дают надежду на то, что эти уникальные росписи, возможно, действительно созданные великим мастером, будут сохранены для будущих поколений.

Уникальная роспись и искусства.
Росписи внутри храма Дмитрия Солунского – его главное сокровище, скрытое за скромным и даже на первый взгляд неприметным внешним видом. Снаружи церковь кажется простым, прямоугольным зданием, размером 7 на 8 метров, лишённым каких-либо декоративных элементов. Стены сложены из серого тесаного камня, а крыша покрыта черепицей. Вход в храм расположен с западной стороны, и, несмотря на некоторую декоративную обработку камня вокруг арочного входа, для неподготовленного взгляда здание может показаться совсем обычным и не привлекать внимания.

Однако, стоит переступить порог храма, как перед посетителем открывается совершенно другой мир. Изначально внутренние стены были сплошь покрыты яркими фресками. Эти изображения представляли сцены из жизни Иисуса Христа и святых, выполненные в лучших традициях византийской иконописи. Хотя большая часть росписей утрачена, сохранившиеся фрагменты позволяют судить о высоком уровне мастерства их создателей. В алтарной части можно увидеть образ Иисуса Христа, окружённого Иоанном Крестителем и Богородицей. Сцены Тайной вечери с апостолами и изображение Богоматери с Младенцем Христом также сохранились до наших дней. Все фрески выполнены в каноничном византийском стиле, что придаёт храму особую духовную атмосферу.
Особый интерес вызывает роспись на западной стене, где частично сохранилась сцена Страшного суда. Она, как и другие изображения, выполнена с невероятной детализацией, которая характерна для средневекового византийского искусства. Все надписи, сопровождающие сцены, выполнены на греческом языке, что подтверждает первоначальную принадлежность храма греческой общине.

Для сохранения росписей было проведено несколько этапов реставрационных работ. Специалисты покрыли сохранившиеся фрески специальными материалами, защищающими их от дальнейшего разрушения. Этот процесс был тщательно спланирован и исполнен опытными реставраторами, что позволило сохранить уникальные произведения искусства. Современные иконописцы также попытались воссоздать утраченную часть росписей, основываясь на стилевых особенностях сохранившихся фрагментов. Эти восстановленные изображения, хотя и не претендуют на оригинальность, помогают передать атмосферу и структуру древних фресок.
Храм Дмитрия Солунского в Феодосии, несмотря на скромные размеры и внешний вид, остаётся выдающимся памятником средневековой архитектуры и живописи, привлекающим внимание историков, искусствоведов и паломников со всего мира.

Реставрация храма.
Работа по восстановлению храма развернулась полным ходом. Предварительно потребовалось немало времени на исследование состояния здания, проведение экспертных анализов и подготовку проектно-сметной документации. Но уже в июне 2022 года реставрационные работы начались. Восстановлением занимались мастера из ООО «Коневские Реставрационные Мастерские» из Санкт-Петербурга — организация с безупречной репутацией, известная своими высокими стандартами работы.

«Храм снаружи был обработан специальным составом, который предохраняет его от разрушения. Микротрещины в кладке позволяют влаге проникать внутрь, а при замерзании она расширяется и повреждает стены. Чтобы избежать этого, мы использовали грунтовку, защищающую храм от подобных разрушений. Через год-полтора естественные осадки смоют остатки раствора, и стена вернётся к своему первоначальному цвету», — поясняет отец Вадим.
Объем выполненных работ действительно впечатляет. Помимо реставрации и укрепления стен, был восстановлен средневековый фонтан, проведены работы по ремонту крыш храма и фонтана, заменена черепица. Особое внимание уделено сохранению и консервации древних фресок. На прилегающей территории оборудованы системы водоотведения, освещения и видеонаблюдения, что особенно важно для болотистой местности, где расположен храм. В дополнение была установлена современная вентиляция и акустическая система, а на крыше теперь установлен новый медный крест весом в 79 килограммов, точная копия исторического.
Изменения затронули и внутреннее убранство. Как отмечает протоиерей Вадим Синичкин, кроме реставрации фресок, церковь обрела новое литое паникадило и иконостас из дуба.

«Мы тщательно изучили архивные материалы Центрального музея Тавриды, чтобы создать иконостас, максимально приближённый к оригиналу. Он выполнен из дуба. Паникадило было воссоздано по образцу аналогичного светильника XIV века, находившегося в храме святого Иоанна Предтечи в Керчи. Все работы по его изготовлению были выполнены в Санкт-Петербурге, как и керамическая черепица, которая точно повторяет оригинал», — добавил он.

Освящение обновлённого храма произошло 21 мая2023 в 8 часов утра, после чего состоится Божественная литургия. На своё место также вернётся реликвия — частичка мощей святого Дмитрия Солунского, подаренная храму в 2019 году известным путешественником и священником Фёдором Конюховым.

Дмитрий Солунский.
Димитрий Солунский, также известный как Димитрий Фессалоникийский или Димитрий Мироточец, — один из почитаемых христианских святых, прославленный в чине великомучеников. Его мученическая смерть произошла во времена правления римского императора Максимиана. В Православной церкви память святого отмечается 26 октября (по старому стилю), что соответствует 8 ноября по новому календарю, в Католической церкви — 9 апреля.
Согласно житию, Димитрий родился в семье римского проконсула, правителя Фессалоник. Родители будущего святого исповедовали христианство тайно и крестили своего сына в домовой церкви. Они воспитали Димитрия в духе христианской веры, что впоследствии оказало значительное влияние на его судьбу. После смерти отца император Галерий назначил Димитрия на его должность, не подозревая о его религиозных убеждениях. В отличие от своих предков, Димитрий открыто исповедовал христианство и активно проповедовал веру среди жителей города, обращая их к Богу.

Слухи о его проповеднической деятельности достигли императора Максимиана, который, возвращаясь с войны против славянских племен, решил остановиться в Фессалониках. Осознав опасность, Димитрий поручил своему верному рабу Луппу раздать всё имущество беднякам, а сам посвятил последние дни молитвам и посту, готовясь к своей мученической участи. На суде перед императором он смело заявил о своей вере, за что был брошен в темницу.

Через несколько дней в городе были организованы гладиаторские бои. Императорский любимец, могучий боец Лий, побеждал всех противников, включая христиан, которых принуждали к сражению. Христианин Нестор, вдохновленный благословением Димитрия, вызвался вступить в бой с Лием. В битве он одержал победу, сбросив противника с помоста прямо на копья. Разгневанный император немедленно приказал казнить Нестора, а на следующий день — и самого Димитрия, за его поддержку Нестору и проповедничество.

Список источников и литературы:
1. Данилова Э.В. Каффа в начале второй половины XV в. // Феодальная Таврика. – К.: Наукова думка, 1974. – С. 189-215.
2. Павлов О. В. Феодосия на заре христианства. Храмы и монастыри средневековой Кафы. – Феодосия. – 16 с.
3. Погодин М. Феодосия и Судак// Записки Одесского общества истории и древностей. Т. 8. – Одесса, 1872. – С. 301-307
4. Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// Византийский Временник. Том 8 (33). 1956. – М.: Наука, 1956. – С.166-192.
5. Якобсон А.Л. Крым в средние века. – М.: Наука, 1973. – 174 с.