о храме
Александро-Невский собор
Александро-Невский собор — исчезнувший храм Феодосии, один из самых величественных и красивых в Крыму, возведенный в XIX веке на месте нынешнего Морского сада (сегодня место его обозначено памятным знаком).
История Храма
Краткая история и основные сведения

Александро-Невский собор в Феодосии.


Введение.

Среди утраченных святынь Феодосии выделяется Александро-Невский собор, который был построен в XIX веке на территории нынешнего Морского сада. На этом месте еще до захвата Крыма турками располагалась древняя христианская церковь. После вторжения турки преобразовали церковь в главную мечеть города, назвав её Султан-Керим, что подчеркнуло её значимость для мусульманского населения города. Однако, с возвращением Феодосии под российский контроль, это место обрело новое духовное значение.

Александро-Невский собор стал символом возрождения православия в регионе и являлся одной из важнейших христианских святынь города. Собор отличался уникальной архитектурой и богатой внутренней отделкой, что сделало его не только религиозным центром, но и культурной жемчужиной Феодосии. К сожалению, в годы советской власти собор постигла печальная участь, как и многие другие храмы — он был разрушен. Сегодня лишь память и исторические документы свидетельствуют о былом величии собора, который стоял на этом месте.
Фото из иллюстрированого приложения к газете "Новое Время".

История.
В Феодосии планировалось перестроить старинную турецкую мечеть Биюк-Джами (Султан-Селим), которая была возведена около 1522 года на руинах древнего католического храма Святой Агнессы. Этот религиозный объект был важной частью архитектурного и культурного наследия города. Однако с течением времени и под влиянием исторических обстоятельств, мечеть пришла в запустение. В 1808 году, по высочайшему указу императора Александра I, городские власти приняли решение возвести на этом месте православный соборный храм в честь святого князя Александра Невского. Этот проект должен был символизировать не только восстановление православной веры, но и укрепление русского влияния на территории Феодосии.

На строительство было выделено значительное по тем временам финансирование — 47 тысяч рублей, и уже в 1810 году начались первые строительные работы. Однако вскоре возникли первые трудности. Средств оказалось недостаточно для завершения проекта, а смерть подрядчика привела к временному прекращению работ. В это время соборный храм оставался в греческой Николаевской церкви, которая служила временным духовным центром для жителей города.

В 1847 году, спустя несколько десятилетий после первоначального решения, казна вновь выделила дополнительные средства на продолжение строительства. Также была объявлена добровольная подписка на пожертвования, однако и этих средств оказалось недостаточно. Вмешалось губернское правление, которое предписало выделить недостающую сумму для завершения строительства.

При демонтаже фундамента старой мечети строители сделали неожиданную и важную находку — древнюю каменную плиту с изображением святого Николая Чудотворца, держащего в руках Евангелие. Этот артефакт стал символом духовного возрождения и восстановления православной веры на месте, где когда-то стоял католический храм, а затем и мусульманская мечеть. Плита с изображением святого была помещена в алтарь будущего собора, став его важной реликвией и связывая разные эпохи религиозной жизни города.

Однако процесс реконструкции оказался более сложным и долгим, чем предполагалось изначально. Здание постепенно обветшало, а попытки восстановления затягивались на долгие годы. В 1834 году, по указу феодосийского градоначальника Александра Казначеева, было решено окончательно разобрать обветшавшее строение. С этого момента началась новая глава в истории этого места, которое на протяжении веков оставалось важным духовным и культурным центром города.

После продолжительных задержек, строительство храма возобновилось лишь в 1871 году по новому проекту. В 1873 году, спустя более полувека после первоначального решения, собор был завершён и торжественно освящен епископом Гурием (Карповым). Новый собор имел два боковых придела: во имя святого Николая Мирликийского и святого Гурия и в честь преподобной Феодосии.Он был построен в византийском стиле и представлял собой трёхнефную базилику, украшенную мраморными колоннами, сохранившимися от древнего византийского храма. В плане здание имело форму креста, что подчеркивало его сакральное значение.
Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов).

Реликвии и интерьер.
Внутри собора находились уникальные реликвии и произведения искусства. Среди них выделялись икона Божией Матери «Знамение», подаренная московским купцом Рукавишниковым в 1876 году, И.К. Айвазовский написал для собора колоссальных размеров полотно «Хождение Христа по водам», икону «Спасение утопающего Апостола Петра». Также в соборе находились старинные иконы и другие святыни, включая древнюю икону Богородицы на полотне работы итальянского мастера XVI века. Собор стал важнейшим духовным и культурным центром города, где проводились богослужения, торжественные церемонии и общественные мероприятия.
Хождение Христа по водам И.К. Айвазовский.

Икона Пресвятой Богородицы.
Эта икона Пресвятой Богородицы прославилась в Новгороде. В 1170 году город осадили войска соединенных сил русских удельных князей. У новгородцев было мало сил, всю свою надежду они возложили на Господа. Святитель Иоанн Новгородский три дня молился перед иконой Спасителя и вдруг услышал голос: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильиной улице, возьми образ Пресвятой Богородицы и поставь на городскую стену». Утром диакон и клирики пришли в храм, но, как ни старались, не могли подвинуть икону. Тогда сам Иоанн пришел в храм, пал перед иконой на колени и со слезами просил о помощи. И вот, когда все люди запели: «Представительство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не призри грешных молений гласы...», икона внезапно подвиглась сама собою. Иоанн принял ее на руки, поцеловал и вознес на городскую стену.

Вдруг одна из стрел нападающих попала в лик Богоматери. Тотчас икона поворотилась ликом к городу, и из глаз Богородицы брызнули слезы. В тот же миг ужас объял нападающих, они стали побивать друг друга, и были разбиты новгородцами. В память об этом был установлен праздник в честь иконы «Знамение», совершаемый 10 декабря.

Список с этой знаменитой иконы бережно сохранялся передавался из поколения в поколение в роду полковника Николая Хрущева, который в XIX веке владел селом Насыпкой, ныне Насыпное. В 1863 году зима выдалась особенно холодной, от сильных морозов в Насыпкое начался падеж скота, что для многих крестьянских семей означало гибель. Тогда крестьяне, получив разрешение хозяина, взяли икону Знамения, обошли с нею село, поставили в церкви и отслужили перед ней молебен. Божья Матерь, вняв их молитвам, помогла, и падеж скота прекратился.

Узнав об этом чуде, епархиальное начальство обратилось к Хрущеву с предложением поместить эту икону навсегда в насыпкойской церкви, чтобы верующие могли свободно молиться перед ней. Но Хрущев, обладавший неуживчивым, вздорным характером, отказался наотрез. Из-за семейных неурядиц он должен был в короткий срок покинуть Насыпкой, имение своей супруги, и переехать в Феодосию. Неоднократно к нему обращались духовные лица, в том числе сам епископ Алексий, с просьбой поставить икону в одном из феодосийских храмов, и вновь получили отказ. Николай Хрущев объяснял просителям, что икона для него священна, хотя точно не знал ее истории. Икона являлась списком с чудотворного образа Знамения Божией Матери, но кем и когда написана, неизвестно. Как она попала к боярам Хрущевым, также оставалось загадкой, но в роду передавались от отца к сыну сказания о чудесах, творимых ею. Очевидно, икона была написана для храма, так как имела большие размеры — для ее перенесения в Феодосию понадобилось пять человек.

После смерти полковника Хрущева икона перешла к жене московского потомственного почетного гражданина Елене Кузьминичне Рукавишниковой. Она украсила святыню новой сребропозолоченной ризой с драгоценными камнями и 9 августа 1876 года передала ее феодосийскому собору Александра Невского. Икона стала главной святыней собора. Ее установили у северной стены храма в правом приделе.

В 1877 году Турция объявила войну России. Многие храмы приморских городов, боясь разграбления, увозили свои святыни в Симферополь. Но феодосийцы обратились к архиепископу Симферопольскому и Таврическому Гурию с мольбами оставить икону Знамения Божией Матери в соборе. Они верили, что Заступница спасет и убережет их и храм, и город от врага. И действительно, ни один снаряд не попал в собор, хотя богослужения часто проводились во время обстрелов, а в храме находилось до двух тысяч молящихся. В это трудное время феодосийцы с особым усердием молились перед чудотворным образом Знамения Божией Матери. Очевидец тех событий писал: «...икона эта, по-видимому, с каждым днем приобретает большее и большее почитание. Не говоря о постоянных частных молебнах и читаемых по пятницам акафистам, которые многими посещаются, надобно видеть, как народ, в числе 1000 или более душ, устремляется к чтимой иконе и становится на колена, как только запоют: «под Твою милость прибегаем...», что делается здесь после каждой Божественной службы».

Историческое значение.
Собор Александра Невского стал свидетелем и трагических событий. Во время Первой мировой войны 16 (29) октября 1914 года турецкий крейсер «Гамидие» обстрелял город, и три снаряда повредили купол храма. Пострадали также Введенская и Екатерининская церкви города. Тем не менее, собор продолжал выполнять свои функции до начала советской эпохи, когда наступили более тяжелые времена.

Во время Гражданской войны в 1920 году в соборе провели заупокойную службу по 14 юнкерам Киевского Константиновского военного училища, погибшим в ходе боёв. По одним данным, их тела были захоронены в цокольном этаже собора, где и адмирал Мирюков, а по другим , что юнкеров похоронили на старом городском кладбище Феодосии 28 января 1920 года .Среди юнкеров училища были представители известных родов — граф Илларион Владимирович Мусин-Пушкин, барон Николай Штакельберг I, Константин Илловайский. По уточнениям родственников граф Владимир Владимирович Мусин-Пушкин был в Феодосии на могиле сына Иллариона.
В годы советской власти судьба Александро-Невского собора, как и многих других религиозных сооружений, оказалась трагической. В 1930-е годы, в рамках антирелигиозной кампании, собор был закрыт для богослужений, а в 1933 году одно из самых величественных и красивых православных зданий Крыма подверглось варварскому разрушению. Этот акт стал символом безразличия к историческому и культурному наследию. Вместе с разрушением собора было утрачено и место захоронения выдающегося героя Крымской войны, вице-адмирала Виктора Матвеевича Микрюкова, который покоился в стенах храма. Снесение собора не только уничтожило архитектурное достояние города, но и лишило его важного духовного центра, который на протяжении десятилетий служил местом молитвы и общественного единения.

Этот акт вандализма стал одним из многочисленных примеров безжалостного уничтожения культурных и религиозных памятников в советскую эпоху. Разрушение собора также привело к утрате множества исторических реликвий, таких как иконы, старинные произведения искусства, и к уничтожению кладбища при соборе, где были похоронены известные горожане. Собор, некогда служивший местом духовного сосредоточения и молитв, оказался безвозвратно утраченным, а память о его величии и значимости сохранилась лишь в сердцах людей и редких исторических свидетельствах.

Историческое значение храма также усиливалось тем, что в его стенах нашли упокоение известные личности. В 1875 году здесь был погребён вице-адмирал Виктор Матвеевич Микрюков, командир линкора «Чесма» , герой обороны Севастополя во время Крымской войны и участник сражения при Синопе. На прицерковном кладбище были похоронены священники, военные и другие выдающиеся горожане:

· Гончаров Иоанн Ильич (11 июня 1846 — 2 февраля 1846) — священник;
· Граперон Анна Николаевна (? — 23 мая 1877) — скорей всего, жена феодосийского врача, краеведа
· Граперона Ивана Ивановича; Кулаков Павел Николаевич (? — 7 августа 1874, 44 л.) — командир Горско-Моздокского казачьего полка;
· Павленко Иван Григорьевич (1831 — 20 июля 1905)

Список источников и литературы.
1.Денис Первухин. Феодосия - город семи богов. (Theodosius - the city of the seven gods.): Священное место Матросский сад - тайна столетий. (Sacred place Sailor's garden - a mystery centuries.). Феодосия - город семи богов. (Theodosius - the city of the seven gods.). Дата обращения: 16 сентября 2016. Архивировано 14 октября 2016 года.
2.Петрова Э. Б. Виноградовы: Новые материалы из семейного архива (к столетию «Русского исхода») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки».. — 2020. — Т. 6 (72), № 4.
3.Первухин Д.Е. Священное место Матросский сад - тайна столетий.. — 2016. Архивировано 14 октября 2016 года.
4.Д.Е. Первухин, А.А. Бобков. Юные защитники Крыма: юнкера Киевского Константиновского военного училища в боях на Перекопе (1920 г.) // Военно-исторический журнал «Military Крым». — 2016. — № 5(30). — С. 28—33. Архивировано 20 декабря 2016 года.