Феодосийский храм Иверской иконы божьей матери.Историческое прошлое города Феодосии неизменно притягивало внимание людей на протяжении веков. Богатая история и обилие культурного наследия вызывают интерес как у местных жителей, так и у многочисленных гостей города. Особое внимание путешественников привлекает одна из ключевых достопримечательностей Феодосии — церковь Иверской иконы Божьей Матери, расположенная в исторической части города, в районе Карантина, на улице Портовой, 10. В 2013 году это знаковое для города сооружение отметило 665 лет со времени первого упоминания и 155 лет с момента освящения храма, проведённого священником отцом Николаем Трегубовым (31 августа 1858 года).
Несмотря на важность этого религиозного объекта, в имеющейся литературе о православных святынях Феодосии и Крыма нет полноценного описания истории храма. Информация о нем отрывочна, а целостной публикации, посвященной его развитию и современному состоянию, не обнаружено. В связи с этим возникает необходимость восполнить данный пробел, основываясь на доступных источниках и литературе. Данные для исследований были почерпнуты из описания Таврической епархии 1886 года, подготовленного епископом Таврическим Гермогеном, а также из редких упоминаний в трудах советского периода, где сведения о храме зачастую либо фрагментарны, либо вовсе отсутствуют. Восстановление храма в 90-е годы XX века прослежено на страницах современной периодической литературы.
За время своего существования этот храм носил разные названия. Изначально он был известен как храм святого Иоанна Предтечи, затем получил имя Карантинной церкви во имя Иверской иконы Божьей Матери, а позже — просто церковь Иверской иконы. Он стал немым свидетелем множества драматических событий, происходивших в древнем городе. Официальной датой его основания считается 1348 год, хотя некоторые исследователи называют более ранние даты.
Согласно преданию, в 1474 году известный купец и путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь из своего знаменитого путешествия в Индию, посетил Кафу (старинное название Феодосии). 5 ноября того года он остановился в храме святого Иоанна Предтечи и отслужил благодарственный молебен за успешное завершение своего путешествия. Позже, покинув город, он скончался на пути домой.
Судьба храма, как и всего города, резко изменилась 1 июня 1475 года, когда к берегам Каффы подошла турецкая эскадра. Уже 6 июня турки заняли город, переименовав его в Кефе. Османская империя сохранила за ним статус важного торгового и политического центра региона. Хотя иноверцам разрешалось соблюдать свои религиозные обычаи и сохранять уже построенные храмы, они не имели права возводить новые.
История этого храма — это не только летопись религиозной жизни, но и отражение богатого и сложного прошлого города, пережившего периоды процветания и упадка.
Французский путешественник и географ Ля Мотрей, посетивший Кефе в начале XVIII века, отмечал, что почти половина всех храмов города к тому времени пустовала. В этот период церковь святого Иоанна Предтечи принадлежала армяно-католическому приходу, что отражает многонациональный и многоконфессиональный характер города . В 1771 году ситуация в Крыму изменилась: русская армия под командованием князя В. М. Долгорукова вторглась на полуостров, захватив прибрежные османские укрепления. В результате ожесточённого сражения турецкий гарнизон Кефе был уничтожен, а город опустел — его жители покинули свои дома. Князь Долгорукий вошел в заброшенный город, став свидетелем его полного запустения.
Ситуация начала меняться после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. В 1787 году, накануне визита императрицы Екатерины II, городу было возвращено его древнее название — Феодосия . В эпоху правления Павла I была предпринята первая попытка оживить город: в 1798 году Феодосия получила статус "порто-франко" — вольного города. Это привлекло новых жителей, и к 1815 году население выросло с 290 до 5000 человек.
Строительный бум начала XIX века ускорил разрушение старинных укреплений и заброшенных храмов. Судьба храма святого Иоанна Предтечи оказалась такой же печальной — со временем он также пришел в запустение .
Однако в 1858 году храм получил новую жизнь благодаря усилиям священника Николая Трегубова, служившего в карантинной стражи. С помощью благотворителей он восстановил святыню, и 31 августа того же года храм был освящен в честь Иверской иконы Божьей Матери . Николай Захарьевич Трегубов (1818–1870), коренной житель Феодосии, был направлен сюда после окончания духовной семинарии, став священником Введенской церкви. В 1856 году он возглавил Карантинный храм, и спустя два года, благодаря его стараниям, церковь обрела второе рождение.
В феврале 2001 года феодосийский краевед Р. С. Лихотворик совершил интересное открытие. В ходе топографического описания старого кладбища Феодосии он обнаружил на его заброшенной части памятник из серого песчаника, поросший мхом. После тщательной зачистки выяснилось, что на надгробии крупными буквами выгравировано имя священника Николая Трегубова. С трудом удалось прочитать и надпись на лицевой стороне: «Здесь покоится прах священноиерея Николая Захарьевича Трегубова, скончавшегося 27 апреля 1870 года на 52 году, священнодействовавшего в Карантинной церкви. Мир праху твоему».
Это открытие стало важной находкой для историков и краеведов, напомнив о значении Николая Трегубова для возрождения храма и его неоценимом вкладе в сохранение духовного наследия города.
В 1875 году крупный меценат Рукавишников внёс значительный вклад в благоустройство Иверской церкви. Он не только окрасил храм, но и пожертвовал три иконы в киотах за стеклом — «Воскресение Христово», «Рождество Христово» и «Вознесение Христово». Стоимость этих даров составляла внушительную сумму — три тысячи рублей. Помимо этих икон, в церкви существовали древние изображения, выбитые на стенах. Епископ Гермоген в своем описании Таврической епархии 1886 года приводит описание этих икон: на горнем месте изображён Спаситель, окружённый 12 апостолами, по шесть на каждой стороне. Над жертвенником — Иоанн Креститель с агнцем в руке, на южной стене — святитель Николай Чудотворец с книгой в руке, под куполом — лик Господа, а возле входа, на северной стороне, — святой великомученик Георгий на коне.
В описании, оставленном историком М. П. Погодиным, который посетил Феодосию в 1871 году, упоминаются и другие образы: Богоматерь, праведные Захария и Елизавета возле жертвенника, а также святой, держащий спеленатое дитя. К сожалению, местоположение этих икон в настоящее время не установлено. Храм пользовался уважением среди прихожан, и на праздники съезжались многочисленные богомольцы. В церкви проводились службы для сотрудников карантинной стражи, рабочих, воспитанников учительского института и местных жителей.
В повести Лидии Маклаковой «Путешествие в Феодосию», написанной в 1879 году, приводятся сведения о том, что у входа в небольшую карантинную церковь из местного камня с черным крестом наверху стояли два черных якоря, которые, как утверждает автор, располагались «над могилой двух утопленников». Однако, поскольку произведение носит художественный характер, вполне возможно, что это вымысел. Тем не менее, в те годы рядом с храмом действительно находилось небольшое кладбище. На этом кладбище покоился Христофор Афанасьевич Анастасьев, сподвижник генералиссимуса Суворова, его личный адъютант, участник знаменитого перехода через Альпы и Отечественной войны 1812 года. В последние годы жизни он возглавлял Феодосийскую таможню и был градоначальником. Здесь же находилось захоронение вице-адмирала Кондратия Кондратьевича Штофрегена, участника Крымской войны 1854–1856 годов и начальника Феодосийского таможенного округа в 1872–1873 годах. Помимо них, на кладбище были могилы и других почетных граждан. В 1996 году, во время расчистки территории храма, было обнаружено надгробие Екатерины Пасынковой. К сожалению, большая часть кладбища была разрушена, памятники снесены, и места захоронений утрачены. Рядом с церковью находилась деревянная звонница.
Особое событие в истории храма произошло в 1906 году, когда здесь венчался художник Константин Фёдорович Богаевский — знаменитый мастер романтического пейзажа Киммерии. Его супругой стала Жозефина Дуранте, племянница городского головы и представительница знатной генуэзской фамилии. Ради этого торжественного события церковь Иоанна Предтечи, которая долгое время была закрыта, специально открыли и окурили ладаном. Богаевский был коренным феодосийцем, его мастерская находилась в районе Карантина, и он часто бывал у древних храмов и башен Генуэзской крепости. Церковь Иверской иконы Божьей Матери была одной из его любимых.
В 20–30-е годы XX века Иверская церковь была закрыта и практически заброшена, но, несмотря на это, уцелела как в годы Гражданской войны, так и во время Великой Отечественной войны. В период Гражданской войны на территории, прилегающей к храму, было расстреляно около 7000 солдат и офицеров белой армии. По мнению феодосийского историка Андрея Бобкова, на этом месте с 1920 по 1922 год располагался концлагерь. Несмотря на создание в советское время охраняемого законом историко-архитектурного заповедника на территории Карантина, храм оказался в плачевном состоянии и почти был утрачен.
Долгое время святыня оставалась в запустении. В 1995 году архитектор Юрий Коломийченко писал, что Иверская церковь, хоть и является памятником архитектуры, находилась в бедственном состоянии: помещение затоплялось водой, пол был покрыт мокрым грунтом, штукатурка осыпалась, а фрески постепенно разрушались. Сложившаяся ситуация усугублялась многолетними спорами между органами архитектуры и проектными институтами, что привело к приостановке реставрационных работ. В 1994 году даже была упразднена должность сторожа, после чего церковь оказалась фактически бесхозной: замки на дверях были сбиты, стены проломлены, а территория захламлена. Церковь Иоанна Предтечи, считавшаяся гордостью Феодосии и Крыма, быстро разрушалась, несмотря на многочисленные призывы архитекторов, искусствоведов и музейных работников к спасению памятника.
Ситуация начала меняться, когда неравнодушные люди, в том числе архитекторы и музейные работники, смогли убедить власти в необходимости срочно принять меры по спасению храма. В январе 1996 года Феодосийский горисполком принял решение о передаче Иверской церкви верующим, и святыня начала новую жизнь. Храм был передан Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что стало началом его возрождения.
Решение о восстановлении храма было во многом вдохновлено словами архитектора Юрия Коломийченко, который незадолго до своей смерти выразил тревогу за судьбу Иверской церкви. Благочинный Феодосийского округа отец Алексий (Свитанский) упомянул, что именно эта встреча с Коломийченко в больничной палате и статья, написанная архитектором, стали важными толчками к осуществлению долгожданного открытия православного храма на территории Карантина: «Слова покойного Юрия Федоровича Коломийченко, которо- го я посетил уже в больничной палате незадолго до его смерти. И конечно – статья, которую он написал, тревожась за сохранность храма»
Консультантом работ по возрождению Иверской церкви выступил архитектор и скульптор Валерий Зенонович Замеховский. Он вспоминал: «Когда мы открыли двери храма, нас поразило запустение и ужасное состояние, в котором он находился. Внутри стояла вода, храм был загажен и заброшен». Работы по восстановлению начались немедленно. В течение двух месяцев феодосийцы добровольно очищали церковь от мусора. Провели дренажные работы, благодаря чему вода ушла на уровень рва, и земля вокруг храма была понижена на 60-70 сантиметров. Храм словно поднялся, возвращая себе прежнюю стройность. Были заложены проемы в стенах, установлены новые двери, оконные рамы, а на куполе водрузили крест. Вся территория вокруг церкви была вымощена камнем, у входа были разбиты цветники.
16 апреля 1996 года, в престольный праздник Иверской церкви (третий день Пасхи), впервые за многие годы в храме состоялось богослужение. Службу вел архиепископ Крымский и Симферопольский Лазарь, который с радостью отметил: «Как приятно бывать в тех местах, где наши храмы возрождаются к жизни, где вновь пребывает благодать Господня».
Со временем территория храма стала благоустраиваться при участии настоятеля о. Антония Репина и прихожан. Восстанавливалось утраченное, появлялось новое. 3 мая 2005 года на престольный праздник был установлен памятник в честь погибших во время Гражданской войны белогвардейцев и горожан. Староста храма Олег Павлов рассказал, что идея памятника назрела еще в начале 1990-х, и на его создание пожертвования собрали около ста жителей Феодосии. Неподалеку казаки установили Казачий крест, заявив, что отсюда начнется возрождение казачества.
В 2008 году в честь 540-летия начала путешествия Афанасия Никитина возле генуэзской крепости, неподалеку от Иверской церкви, был установлен памятник Никитину. Лицо путешественника обращено к храму, а пальцы сложены в крестное знамение. Памятник был полностью профинансирован спонсорами из Твери и Феодосии.
13 сентября 2008 года возле храма установили четырехстолпную звонницу с шестью колоколами, огражденную кованной решеткой, на том же месте, где ранее стояла двустолпная звонница. По словам о. Антония, идея восстановления звонницы возникла в начале того года, и он стремился приурочить это событие к 150-летию восстановления храма. С помощью меценатов удалось вовремя завершить работы. Колокола были отлиты в Киево-Печерской Лавре из особой бронзы, подобранные так, что их звон создавал музыкальную гармонию.
Более десяти лет в Иверской церкви проходят богослужения. В храме всегда много верующих, особенно в большие православные праздники. Среди святынь храма находятся чудотворные иконы Божьей Матери Касперовская и святителя Пантелеймона с частицами его мощей. В престольный праздник проводится крестный ход по четырем храмам Карантина, в котором участвуют духовенство, казаки и горожане.
Возрождение храма в 1990-е годы вернуло жизнь этому историческому сооружению, которое является гордостью не только Феодосии, но и мирового культурного наследия. С Иверской церковью связаны имена многих выдающихся деятелей, и память о них продолжается в новой жизни храма. Храм и его территория сегодня благоустроены, а многочисленные памятники и прекрасные пейзажи привлекают сюда посетителей круглый год.
Список использованной литературы.
1. Гермоген. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии / Гермоген. – Симфе- рополь : Таврическая губернская типография, 1886. – 274с.
2. Крикун Е.В. Памятники крымской архитектуры / Е. В. Крикун. – Симферополь : Крымуч-педгиз, 1998.
3. Корхмазян Э. М. Армянская миниатюра Крыма. — Ер.: АН Армянской ССР, 1978. — С. 11—12. — 129 с.
4. Лихотворик Р. С. Православные святыни Восточного Крыма / Р. С. Лихотворик. – Феодосия : ЭКМА +, 2006. – 145 с.
5. Литвинова Е. М. Крым : православные святныни : путеводитель / Е. М. Литвинова. – Симферополь : РуБин, 2005. – 384 с.
6. Лосев Д. И придет день / Д. Лосев // Кафа. – 1996. – 27 апр.
7. Пештмалджян М. Г. Памятники армянских поселений / Р. В. Казанджян. — Ереван: Айастан, 1987. — С. 20. — 188 с.