Храм во имя Скорбящей иконы Божией Матери в селе НасыпноеНасыпное — живописное село на юго-востоке Крыма, располагающееся всего в 3,5 км от знаменитой Феодосии. Это место отличается не только своим географическим положением, но и богатой историей, уходящей корнями в далёкое прошлое. Село занимает площадь 1,92 кв. км, а его центр возвышается над уровнем моря на 64 метра, создавая красивые виды на окрестности.
Оно лежит на пересечении двух важнейших крымских транспортных артерий — дороги P-23, ведущей из Симферополя в Феодосию, и P-29, соединяющей Алушту, Судак и Феодосию. Такое удачное расположение обеспечивает Насыпному важную роль в логистике юго-восточного Крыма. Река Байбуга, протекающая через соседнее село Дальняя Байбуга, также вносит свой вклад в особую атмосферу этих мест.
История Насыпного невероятно богата и разнообразна. Первые следы человеческих поселений на этой территории, согласно археологическим данным, относятся к IV — началу III веков до н. э. В те времена здесь, возможно, находились древнегреческие поселения, следы которых до сих пор вдохновляют исследователей. На месте современного храма, предположительно, стояла греческая часовня, существовавшая в IV–VI веках. Позже, в IX веке, её разрушили, и на её месте образовалась армянская община, которая между 1393 и 1420 годами воздвигла церковь Святого Григория. Однако это поселение не устояло под натиском времени: в 1618 году оно было разрушено.
Современное Насыпное получило своё название благодаря насыпи, созданной турецкими войсками при штурме Кафы в 1475 году. Деревня, возникшая на этом месте, первоначально носила название Насыпкой, что в переводе с крымскотатарского означало "деревня на насыпи" («кой» — деревня, «насып» — насыпь). Турецкие воины высадились в бухте Двуякорной и двинулись на осаду Кафы, возведя лагерь у подножья горы Тепе-Оба. Легенды о тех временах до сих пор живут среди местных жителей, а сами горы, по преданию, получили свои названия в честь турецких янычар: Биюк Енышар (Большой) и Кучук Енышар (Малый).
Важной вехой в истории села стала русско-турецкая война 1768–1774 годов. В 1771 году неподалёку от Насыпного произошло решающее сражение между турецкими войсками и русскими силами под командованием князя Василия Долгорукого. Турецкая армия была полностью разгромлена, что позволило русским войскам захватить стратегически важную Кафу. Это сражение сыграло ключевую роль в укреплении российского влияния на Крым.
После войны, в 1796 году, земли вокруг села были переданы в собственность генералу Захарию Бекарюкову. В 1804 году он переселил сюда своих крепостных из Курской и Харьковской губерний, что значительно повлияло на этнический состав и экономическое развитие региона. В 1830 году на месте старой церкви генерал построил новый храм, который стал духовным центром села.
В советское время село пережило множество изменений. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года его тюркское название "Насыпкой" было изменено на русское — Насыпное. С тех пор это место стало символом возрождения и преображения Крыма.
Сегодня Насыпное остаётся уютным и спокойным уголком юго-восточного Крыма, хранящим в своих улицах и окрестностях многовековую историю, полную подвигов, разрушений и возрождений.
Храм во имя Скорбящей иконы Божией Матери в селе Насыпное.Храм во имя Скорбящей иконы Божией Матери в селе Насыпное обладает древней и насыщенной историей, уходящей корнями в глубокую античность. Согласно историческим данным, в IV–VI веках на этом месте возвышалась греческая часовня, посвящённая Крестителю Господню Иоанну. Вокруг часовни было устроено небольшое поселение, преимущественно заселённое греческими моряками, которые часто посещали эти земли во время своих плаваний по Чёрному морю.
Однако, в IX веке часовня была разрушена в ходе междоусобиц на почве иконоборчества, когда в Византийской империи шла ожесточённая борьба за право поклоняться иконам. В процессе этого конфликта вместе с часовней исчезла и уникальная библиотека, содержащая древние рукописи на греческом языке. Это было тяжелое время для региона, и греческое поселение постепенно пришло в упадок.
Новая страница в истории этого места открылась в XII веке, в период Золотой Орды, когда здесь образовалась армянская купеческая колония. Армяне, будучи торговцами и ремесленниками, принесли с собой не только богатство, но и культуру. Между 1393 и 1420 годами они возвели на месте разрушенной часовни церковь в честь Святого Григория, просветителя Армении. Церковь стала важным духовным центром для армянского населения. Но, к сожалению, в 1618 году во время религиозного конфликта между мусульманами и христианами церковь была разрушена. Более 500 армян, укрывшихся в храме, погибли во время этого трагического события. После этих страшных событий люди избегали это место, и оно оставалось заброшенным вплоть до конца XVIII века.
В 1796 году, после присоединения Крыма к Российской империи, земли вокруг Насыпного были пожалованы русскому генералу Захарию Бекарюкову за заслуги перед императорским домом. Генерал переселил сюда своих крепостных из Курской и Харьковской губерний и начал восстанавливать территорию. В 1830 году на месте разрушенной армянской церкви был построен новый храм, посвящённый Скорбящей иконе Божией Матери. Архитектурный проект церкви был выполнен петербургскими архитекторами в стиле провинциального классицизма.
Храм был выполнен в виде креста, с единственным куполом в центре здания, установленным на круглом барабане с шестью арочными окнами. Над входом возвышалась лёгкая колокольня с элегантными колоннами дорического ордера и треугольными фронтонами. Это здание стало настоящим украшением местности, а рядом была построена крещальня, усилившая величественность храмового комплекса.
Церковь в Насыпном стала значимым местом не только для местных жителей, но и для известных деятелей того времени. Несколько икон для храма были подарены знаменитым художником Иваном Айвазовским, который был тесно связан с Феодосией. Здесь же венчалась одна из его дочерей. В этом храме также совершал молебен царь Николай II по пути в Кизилташскую обитель.
К концу XIX века территория вокруг храма была благоустроена. Церковный комплекс включал в себя жилые здания, выполненные в классическом стиле, уютный сквер и небольшой пруд, что делало его не только духовным, но и культурным центром села.
Однако в XX веке храму пришлось пережить множество испытаний. В 1937 году он был закрыт, как и многие другие религиозные учреждения в СССР. Здание использовалось для хозяйственных нужд: вначале как зернохранилище, затем как химический склад. Колокольня была разрушена тракторами, а в 1984 году попытались уничтожить сам храм, применив танк, но это оказалось безуспешным.
Только в 1990-х годах начались первые попытки восстановления святыни. Протоиерей Алексей Свитанский в 1996 году поднял вопрос о необходимости реставрации храма, однако значительные сдвиги произошли только через два года, когда активную роль в восстановлении взял на себя иерей Георгий Первушин. В 2000 году храм был освящён Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Сегодня он вновь стал центром духовной жизни села и окрестных территорий, продолжая сохранять память о богатой и трудной истории этого края.
Список источников и литературы:- Страница сайта Монастыри и храмы УПЦ: http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view...=10
- Страница сайта Павла Сытникова Храмы, церкви, монастыри и мечети в Феодосии: http://www.feodosia-otdyh.com/hramy.html
- Страница "Народного каталога православной архитектуры" http://sobory.ru/article/index.html?object=01376