Новости храма

“Храм Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"

“Храм Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия".

Доклад подготовила Тропина Вера Александровна 13 лет Шубинская УВК.

Храм Архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии.

Храм Святых Архангелов в Феодосии, основанный в XIV веке, ныне не действует, но имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Его архитектурная композиция, посвященная архангелам Гавриилу и Михаилу, выделяется своим уникальным художественным обликом, который отличает храм от всех армянских памятников Крыма.

Первоначально церковь располагалась внутри крепостных стен Феодосии, в окружении плотной городской застройки. Сейчас она находится на улице Армянской. Согласно сохранившейся строительной надписи, храм был возведен в 1408 году на средства благотворителей Аствацатура и его семьи. Надпись, которая сообщает о строительстве «во имя небесных воинов Габриела и Микаела», была искусно вытесана на тимпане. Этот элемент сегодня хранится в городском музее.

Вскоре после постройки здание серьёзно пострадало, вероятно, в результате землетрясения, и уже в 1425 году потребовалась реконструкция. Об этом свидетельствует недавно найденная литография, размещённая под тремя крестами. Она подтверждает, что восстановление храма происходило на средства другого поколения благотворителей, возглавляемого господином Аваком. Вторая надпись, датированная 804 годом по армянскому календарю (1425 год), указывает на новое поколение жертвователей.

Архитектурные и художественные особенности этого памятника уже около двух столетий привлекают внимание исследователей. Первые описания храма, сделанные М. Бжишкяном в 1820-х годах, дают представление о его внешнем виде и состоянии на тот момент. Гравюры В. Руссена и обмеры В. В. Суслова, выполненные в 1906–1908 годах, также предоставляют ценную информацию о внешнем и внутреннем облике церкви.

Более глубокие исследования храма Святых Архангелов были проведены А. Л. Якобсоном и Е. И. Лопушинской. Последняя опиралась на материалы археологических раскопок, проводившихся после разрушений храма в 1962 году.

Изучение архитектурных и конструктивных особенностей церкви Святых Архангелов в Феодосии показало, что за более чем 600-летнюю историю она претерпела множество изменений, значительно трансформировавших её первоначальный облик. Исследования выявили, что здание как минимум семь раз подвергалось крупным перестройкам, многие из которых были вызваны высокой сейсмической активностью региона и историческими потрясениями, которые настигали крымских армян.

После катастрофы 1962 года, когда обрушилась западная часть фасада вместе с примыкающим сводом и боковой аркой, начались восстановительные работы под руководством Е. И. Лопушинской. В ходе этих работ был обнаружен старый фундамент, предположительно относящийся к более древнему сооружению, которое существовало на этом месте до прихода генуэзцев. Это позволило исследователям сделать вывод, что изначальная церковь была построена не позднее XIII века и представляла собой зально-сводчатую конструкцию с тремя апсидами на востоке. Она сохранялась до 1408 года, когда была перестроена под кафедральный собор армяно-католического епископа.

Несмотря на многочисленные изменения, архитектурный облик церкви Святых Архангелов уникален. В отличие от других зальных армянских церквей Крыма, включая церковь Святого Саркиса в Феодосии, храм сочетает в себе черты национального зодчества и местных строительных традиций, что делает его подлинным произведением крымских армянских мастеров. Это уникальное сочетание придаёт зданию яркую архитектурно-художественную самобытность.

Площадь молитвенного зала церкви Святых Архангелов практически совпадает с размерами церкви Святого Саркиса, ширина составляет около 9,9 м, а глубина вместе с апсидой — 13,8 м. Несмотря на схожесть размеров, объёмно-пространственное решение интерьеров этих храмов существенно отличается. В новой версии здания Святых Архангелов были использованы части старой постройки, что придало плану асимметричную форму. Важным элементом является трёхапсидное завершение, которое сохранилось практически без изменений.

Особенность апсидной части — широкая солея с шестиступенчатыми лестницами по сторонам, выполненная по образцу церкви Святого Саркиса. Также на восточном фасаде центральная апсида образует выразительный выступ, а дробное членение фасада и экономное использование камня при выполнении скосов углов — редкий случай в армянской строительной практике Крыма.

Оригинальность церкви Святых Архангелов в Феодосии заключается в уникальном сочетании архитектурных традиций, что делает её выдающимся памятником армянского зодчества Крыма. Как отмечает Е. И. Лопушинская, основной композиционный принцип церкви связан с трёхапсидными сооружениями, характерными для армянской архитектуры, при этом он переплетается с элементами, напоминающими купольные залы раннесредневековой Армении. Внутреннее пространство разделено поперечной стеной с крупным арочным проёмом, создающим две практически равные части, что напоминает устройство армянских купольных залов. Западная половина здания имеет сводчатое перекрытие, а центральная его часть опирается на две арки, что придаёт сооружению характерную для армянской архитектуры монументальность.

Архитектурные решения, применённые в церкви, включают использование разной высоты перекрытий — апсиды перекрыты ниже, чем западная половина здания. Это подчёркивает отличие от крестово-купольных базилик не только Армении, но и Западной Европы, что указывает на местное происхождение и уникальность постройки. Наличие поперечного нефа с куполом, установленным на пересечении осей здания, также добавляет церкви Святых Архангелов индивидуальности. Купол выполнен в виде восьмигранного свода с шлемовидным покрытием, а боковые рукава трансепта перекрыты крестчатыми сводами, что свидетельствует о влиянии армянских строительных традиций VI–VII веков.

Особое внимание заслуживает звонница-ротонда, расположенная над северо-западным углом здания. Она напоминает подобные архитектурные элементы, встречающиеся в армянских церквях, таких как купольная базилика в Одзуне. Оба здания увенчаны круглыми звонницами, которые возвышаются над внешними углами строений, что также придаёт сооружению крымских армян уникальный облик.

Однако существует и другая точка зрения, высказанная А. Л. Якобсоном и поддержанная В. А. Микаеляном. Эти исследователи полагают, что архитектура церкви Святых Архангелов отражает влияние западноевропейского, в частности итальянского зодчества, и утверждают, что здание не связано с традиционной армянской архитектурой. Их мнение основывается на поверхностных анализах формы латинского креста, однако результаты более углублённых исследований опровергают эту гипотезу. Архитектурно-художественные особенности церкви, включая купол, звонницу и решение интерьера, свидетельствуют о сильных армянских влияниях, что делает её уникальной для своего региона.

Кивории, расположенные в углах двух смежных стен, представляют собой ещё одну интересную деталь архитектуры церкви. Их конструкция упрощена и состоит из одной шестигранной колонны с бороздками и трёх консолей, поддерживающих четырёхскатное покрытие. Эти элементы были реконструированы Е. И. Лопушинской на основе сохранившихся фрагментов и имеют небольшие размеры, что позволяет разместить в них только одного человека. Вероятно, они использовались для выполнения религиозных ритуалов, таких как отпущение грехов или поминовение усопших.

Интерьер церкви Святых Архангелов впечатляет своей оригинальной композицией и уютом. Пространство наполнено разнообразием арок и сводов, которые гармонично сочетаются с гладкими стенами, создавая уникальную атмосферу, отличающуюся от зально-сводчатых церквей армян Крыма. Элементы убранства, такие как орнаментированные кивории и алтарные апсиды, оживляют внутреннюю обстановку. Особое внимание привлекают хачкары и нишевые композиции на стенах, некоторые из которых оформлены рисунком в виде так называемой "сельджукской цепи". Эти элементы дополняют декоративный ансамбль церкви, подчеркивая её художественную значимость.

Купель, расположенная в северной стене трансепта, обрамлена прямоугольным наличником и увенчана трёхарочным лучковым верхом. Консоли арок, поддерживающих сводчатое перекрытие, украшены "сухариками", объединёнными трёхлопастными арочками. Опорное кольцо барабана купола декорировано схожим мотивом, но с более крупными элементами, адаптированными под пролёт. Художественное оформление интерьера также включало фресковую живопись, которая была закрашена белой краской во время реставрационных работ. Э. М. Корхмазян, увидевшая фрески до их закраски, обнаружила два слоя росписей. Первый слой был слабо сохранившимся и содержал изображения архангелов в овальных медальонах на апсидах. Второй слой, датируемый XVII веком, включал крылатые головы ангелов и гирлянды из цветов, переплетённые лентами.

Внешние формы церкви отличались простотой и лаконичностью. Гладкие фасадные стены, за исключением простого карниза, почти не имели декоративных элементов, а оконные проёмы были выложены из крупных тёсаных камней. Основным акцентом был западный портал, оформленный "сельджукским" орнаментом. По утверждению Э. М. Корхмазян, портал некогда украшала резная композиция "Благовещение", включавшая погрудные рельефы Девы Марии и Архангела Гавриила, а также медальон с изображением Святого Агнца. Однако при реставрации в 1968 году эти элементы были перемещены и установлены на западном фасаде вразброс, нарушив их первоначальную композицию. Рельеф Девы Марии теперь находится слева от входа, а медальон со Святым Агнцем расположен высоко под щипцом. Рельеф с изображением Архангела Гавриила пока не найден.

Церковь неоднократно подвергалась реставрациям и перестройкам на протяжении веков, особенно в периоды подъёма армянской общины в XVII веке. Одной из таких переделок была замена деревянных дверей из орехового дерева, украшенных резьбой и армянскими надписями, которые первоначально принадлежали церкви Святого Саркиса. Эти двери были переданы церкви Святых Архангелов, как свидетельствует надпись на вертикальных брусьях.

Гравюра из альбома Е. Вильнева, датируемая серединой XIX века, фиксирует вид церкви снаружи и изнутри. Внутреннее пространство представлено в несколько изменённых пропорциях, с приподнятыми элементами интерьера. На гравюре также видны пристройки на южной и западной сторонах, от которых до нашего времени сохранилась только небольшая алтарная апсида. Западная пристройка, служившая притвором, имела односкатную крышу и, вероятно, была возведена в XVII или XVIII веке, когда армянская община вновь начала расти.

Притвор, расположенный на западной стороне церкви, имеет несколько отличий от традиционных армянских притворов. Он смещён в южную сторону и частично прикрывает западный фасад. Его форма близка к квадрату, а кровля выполнена с пологим уклоном. С северной стороны притвора находился отдельный вход, который вёл в озеленённый двор, вероятно, использовавшийся для церковных нужд. Притвор освещался окнами, расположенными по его северной и южной сторонам. Лестница в западной части здания вела на хоры, которые назывались "мансардой для женщин", согласно описанию М. Бжишкяна.

Композиционной особенностью притвора является наличие в его юго-восточном углу полуциркульной апсиды с небольшим окном, выступающей с южной стороны церкви. В отличие от типичных изолированных приделов в монастырях Армении, таких как Гошаванке, Макараванке или Хоранашате, здесь апсида служила общим местом, перед которым в интерьере притвора стояли прихожане, что представляет собой уникальное явление в армянской строительной практике. В апсиде, как и в кивориях церкви, совершались религиозные ритуалы. Конструктивный шов между южной стеной церкви и северной стеной апсиды свидетельствует о более позднем происхождении последней. Ещё одна особенность – сужающаяся к востоку форма апсиды, которая была продиктована адаптацией к существующему фундаменту более раннего строения, что придало юго-восточной секции притвора косоугольную форму.

Придел, расположенный на южной стороне церкви, имеет площадь около 15 м² и сообщается с основным зданием через дверь. Конструктивные швы в местах примыкания придела к соседним строениям свидетельствуют о том, что его постройка была более поздней и относится к XVIII веку. Придел отличался приземистыми формами и имел две части перекрытия: западная часть была покрыта односкатной крышей, а восточная — пониженным конусным шатром. Стены придела также расположены под углом, поскольку южная стена продолжается от стены алтарной апсиды притвора и основана на старом фундаменте. Вход в придел был только один — из самой церкви, а освещался он через квадратное окно на южном фасаде.

Небольшая апсида придела, выступающая на восточном фасаде, имела солею высотой около 60 см и лестницу на продольной оси интерьера. Сужающаяся к востоку форма сводчатого перекрытия опиралась на две подпружные арки, расположенные по центру, и третью арку у стены алтарной апсиды притвора. Такое архитектурное решение придало приделу художественную выразительность и оригинальность, что не встречалось в других памятниках армянской архитектуры Крыма.

Представление о художественном убранстве восточной части интерьера церкви Святых Архангелов в конце XIX века можно составить по фотоснимку Хр. Кучук-Иоаннесова. Этот снимок запечатлел не только архитектурные элементы, но и детали декора, позволившие исследователям воссоздать образ церкви того времени.

В соответствии с русской традицией, алтарные апсиды церкви Святых Архангелов были украшены деревянными иконостасами. Один из них, по описанию Н. Барсамова и А. Полканова, отличался интересными художественными формами и сохранялся в южной апсиде вплоть до середины 1930-х годов. Внутреннее убранство апсид включало рельефы, раскрашенные и размещённые в кессонах конхи средней алтарной апсиды, а также изображения святых и растительно-геометрические узоры, украшающие внутренние поверхности алтарных арок. Над боковыми апсидами, на восточной стене трансепта, находились фресковые панно с библейскими сюжетами. Общая декоративная композиция дополнялась золочёными многолучевыми дисками с рельефами в центре и высокими подсвечниками.

В 1906–1908 годах В. В. Суслов выполнил обмеры церкви Святых Архангелов, которые зафиксировали значительные изменения в архитектуре притвора. Новый притвор, появившийся на рубеже XIX и XX веков, представлял собой вытянутую вдоль всего западного фасада церкви узкую галерею, в которой сохранилась только апсида от предыдущего строения. В это же время, вероятно, был демонтирован выступ под звонницей на западном фасаде, который ранее фиксировался на гравюрах. На чертежах В. В. Суслова лестница в северо-западном углу здания ведёт на хоры, которые, по описанию Е. И. Лопушинской, представляли собой балкон на столбах. Эти изменения повлияли на облик западного фасада: главный вход был смещён вправо от продольной оси здания, по бокам появились дополнительные арочные проёмы. В общей сложности четыре проёма на фасаде свидетельствуют о том, что они не только соединяли молитвенный зал с притвором, но и способствовали улучшению освещённости, благодаря семи широким проёмам галереи — шести оконным и одному дверному.

После Крымского землетрясения 1927 года притвор не был восстановлен, поскольку его необходимость отпала. В 1962 году обрушилась правая половина западного фасада церкви вместе с примыкавшими к ней частями перекрытий. Восстановление памятника было организовано в 1967–1970 годах по проекту Е. И. Лопушинской при участии Л. Мамаенко и П. Ткача. В ходе реставрации была произведена инъекция трещин, заменены оконные и дверные переплёты, а также черепичное покрытие крыши.

Таким образом, церковь Святых Архангелов, с её многообразием архитектурных и художественных элементов, представляет собой важный памятник армянской культуры в Крыму, уникально сочетающий армянские и местные строительные традиции.

Список источников и литературы:

  1. Архитектура крымских армян. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского »,2019 г.
  2. Халпахчьян О.Х. в редакции Саргсян Т.Э. ISBN 978-5-6042975-0-6
  3. Халпахчьян О.Х. Средневековое зодчество Армении и его значение в истории мировой архитектуры // Инженерно-физический журнал. – 1968. № 4. – С. 51-60.
  4. Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// Византийский Временник. Том 8 (33). 1956. – М.: Наука, 1956. – С.166-192.
2024-11-04 16:12