“Александро-Невский собор в Феодосии” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия".
Доклад выполнила Чернушенко Юлиания Михайловна 11 лет Гимназия №5.
Александро-Невский собор в Феодосии
Введение
Среди утраченных святынь Феодосии выделяется Александро-Невский собор, который был построен в XIX веке на территории нынешнего Морского сада. На этом месте еще до захвата Крыма турками располагалась древняя христианская церковь. После вторжения турки преобразовали церковь в главную мечеть города, назвав её Султан-Керим, что подчеркнуло её значимость для мусульманского населения города. Однако, с возвращением Феодосии под российский контроль, это место обрело новое духовное значение.
Александро-Невский собор стал символом возрождения православия в регионе и являлся одной из важнейших христианских святынь города. Собор отличался уникальной архитектурой и богатой внутренней отделкой, что сделало его не только религиозным центром, но и культурной жемчужиной Феодосии. К сожалению, в годы советской власти собор постигла печальная участь, как и многие другие храмы — он был разрушен. Сегодня лишь память и исторические документы свидетельствуют о былом величии собора, который стоял на этом месте.
Введение
Среди утраченных святынь Феодосии выделяется Александро-Невский собор, который был построен в XIX веке на территории нынешнего Морского сада. На этом месте еще до захвата Крыма турками располагалась древняя христианская церковь. После вторжения турки преобразовали церковь в главную мечеть города, назвав её Султан-Керим, что подчеркнуло её значимость для мусульманского населения города. Однако, с возвращением Феодосии под российский контроль, это место обрело новое духовное значение.
Александро-Невский собор стал символом возрождения православия в регионе и являлся одной из важнейших христианских святынь города. Собор отличался уникальной архитектурой и богатой внутренней отделкой, что сделало его не только религиозным центром, но и культурной жемчужиной Феодосии. К сожалению, в годы советской власти собор постигла печальная участь, как и многие другие храмы — он был разрушен. Сегодня лишь память и исторические документы свидетельствуют о былом величии собора, который стоял на этом месте.
Фото из иллюстрированого приложения к газете "Новое Время"
История
В Феодосии планировалось перестроить старинную турецкую мечеть Биюк-Джами (Султан-Селим), которая была возведена около 1522 года на руинах древнего католического храма Святой Агнессы. Этот религиозный объект был важной частью архитектурного и культурного наследия города. Однако с течением времени и под влиянием исторических обстоятельств, мечеть пришла в запустение. В 1808 году, по высочайшему указу императора Александра I, городские власти приняли решение возвести на этом месте православный соборный храм в честь святого князя Александра Невского. Этот проект должен был символизировать не только восстановление православной веры, но и укрепление русского влияния на территории Феодосии.
На строительство было выделено значительное по тем временам финансирование — 47 тысяч рублей, и уже в 1810 году начались первые строительные работы. Однако вскоре возникли первые трудности. Средств оказалось недостаточно для завершения проекта, а смерть подрядчика привела к временному прекращению работ. В это время соборный храм оставался в греческой Николаевской церкви, которая служила временным духовным центром для жителей города.
В 1847 году, спустя несколько десятилетий после первоначального решения, казна вновь выделила дополнительные средства на продолжение строительства. Также была объявлена добровольная подписка на пожертвования, однако и этих средств оказалось недостаточно. Вмешалось губернское правление, которое предписало выделить недостающую сумму для завершения строительства.
При демонтаже фундамента старой мечети строители сделали неожиданную и важную находку — древнюю каменную плиту с изображением святого Николая Чудотворца, держащего в руках Евангелие. Этот артефакт стал символом духовного возрождения и восстановления православной веры на месте, где когда-то стоял католический храм, а затем и мусульманская мечеть. Плита с изображением святого была помещена в алтарь будущего собора, став его важной реликвией и связывая разные эпохи религиозной жизни города.
Однако процесс реконструкции оказался более сложным и долгим, чем предполагалось изначально. Здание постепенно обветшало, а попытки восстановления затягивались на долгие годы. В 1834 году, по указу феодосийского градоначальника Александра Казначеева, было решено окончательно разобрать обветшавшее строение. С этого момента началась новая глава в истории этого места, которое на протяжении веков оставалось важным духовным и культурным центром города.
После продолжительных задержек, строительство храма возобновилось лишь в 1871 году по новому проекту. В 1873 году, спустя более полувека после первоначального решения, собор был завершён и торжественно освящен епископом Гурием (Карповым). Новый собор имел два боковых придела: во имя святого Николая Мирликийского и святого Гурия и в честь преподобной Феодосии.Он был построен в византийском стиле и представлял собой трёхнефную базилику, украшенную мраморными колоннами, сохранившимися от древнего византийского храма. В плане здание имело форму креста, что подчеркивало его сакральное значение.
История
В Феодосии планировалось перестроить старинную турецкую мечеть Биюк-Джами (Султан-Селим), которая была возведена около 1522 года на руинах древнего католического храма Святой Агнессы. Этот религиозный объект был важной частью архитектурного и культурного наследия города. Однако с течением времени и под влиянием исторических обстоятельств, мечеть пришла в запустение. В 1808 году, по высочайшему указу императора Александра I, городские власти приняли решение возвести на этом месте православный соборный храм в честь святого князя Александра Невского. Этот проект должен был символизировать не только восстановление православной веры, но и укрепление русского влияния на территории Феодосии.
На строительство было выделено значительное по тем временам финансирование — 47 тысяч рублей, и уже в 1810 году начались первые строительные работы. Однако вскоре возникли первые трудности. Средств оказалось недостаточно для завершения проекта, а смерть подрядчика привела к временному прекращению работ. В это время соборный храм оставался в греческой Николаевской церкви, которая служила временным духовным центром для жителей города.
В 1847 году, спустя несколько десятилетий после первоначального решения, казна вновь выделила дополнительные средства на продолжение строительства. Также была объявлена добровольная подписка на пожертвования, однако и этих средств оказалось недостаточно. Вмешалось губернское правление, которое предписало выделить недостающую сумму для завершения строительства.
При демонтаже фундамента старой мечети строители сделали неожиданную и важную находку — древнюю каменную плиту с изображением святого Николая Чудотворца, держащего в руках Евангелие. Этот артефакт стал символом духовного возрождения и восстановления православной веры на месте, где когда-то стоял католический храм, а затем и мусульманская мечеть. Плита с изображением святого была помещена в алтарь будущего собора, став его важной реликвией и связывая разные эпохи религиозной жизни города.
Однако процесс реконструкции оказался более сложным и долгим, чем предполагалось изначально. Здание постепенно обветшало, а попытки восстановления затягивались на долгие годы. В 1834 году, по указу феодосийского градоначальника Александра Казначеева, было решено окончательно разобрать обветшавшее строение. С этого момента началась новая глава в истории этого места, которое на протяжении веков оставалось важным духовным и культурным центром города.
После продолжительных задержек, строительство храма возобновилось лишь в 1871 году по новому проекту. В 1873 году, спустя более полувека после первоначального решения, собор был завершён и торжественно освящен епископом Гурием (Карповым). Новый собор имел два боковых придела: во имя святого Николая Мирликийского и святого Гурия и в честь преподобной Феодосии.Он был построен в византийском стиле и представлял собой трёхнефную базилику, украшенную мраморными колоннами, сохранившимися от древнего византийского храма. В плане здание имело форму креста, что подчеркивало его сакральное значение.
Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий (Карпов)
Реликвии и интерьер
Внутри собора находились уникальные реликвии и произведения искусства. Среди них выделялись икона Божией Матери «Знамение», подаренная московским купцом Рукавишниковым в 1876 году, И.К. Айвазовский написал для собора колоссальных размеров полотно «Хождение Христа по водам», икону «Спасение утопающего Апостола Петра». Также в соборе находились старинные иконы и другие святыни, включая древнюю икону Богородицы на полотне работы итальянского мастера XVI века. Собор стал важнейшим духовным и культурным центром города, где проводились богослужения, торжественные церемонии и общественные мероприятия.
Реликвии и интерьер
Внутри собора находились уникальные реликвии и произведения искусства. Среди них выделялись икона Божией Матери «Знамение», подаренная московским купцом Рукавишниковым в 1876 году, И.К. Айвазовский написал для собора колоссальных размеров полотно «Хождение Христа по водам», икону «Спасение утопающего Апостола Петра». Также в соборе находились старинные иконы и другие святыни, включая древнюю икону Богородицы на полотне работы итальянского мастера XVI века. Собор стал важнейшим духовным и культурным центром города, где проводились богослужения, торжественные церемонии и общественные мероприятия.
Хождение Христа по водам И.К. Айвазовский
икона Пресвятой Богородицы
Эта икона Пресвятой Богородицы прославилась в Новгороде. В 1170 году город осадили войска соединенных сил русских удельных князей. У новгородцев было мало сил, всю свою надежду они возложили на Господа. Святитель Иоанн Новгородский три дня молился перед иконой Спасителя и вдруг услышал голос: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильиной улице, возьми образ Пресвятой Богородицы и поставь на городскую стену». Утром диакон и клирики пришли в храм, но, как ни старались, не могли подвинуть икону. Тогда сам Иоанн пришел в храм, пал перед иконой на колени и со слезами просил о помощи. И вот, когда все люди запели: «Представительство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не призри грешных молений гласы...», икона внезапно подвиглась сама собою. Иоанн принял ее на руки, поцеловал и вознес на городскую стену.
Вдруг одна из стрел нападающих попала в лик Богоматери. Тотчас икона поворотилась ликом к городу, и из глаз Богородицы брызнули слезы. В тот же миг ужас объял нападающих, они стали побивать друг друга, и были разбиты новгородцами. В память об этом был установлен праздник в честь иконы «Знамение», совершаемый 10 декабря.
Список с этой знаменитой иконы бережно сохранялся передавался из поколения в поколение в роду полковника Николая Хрущева, который в XIX веке владел селом Насыпкой, ныне Насыпное. В 1863 году зима выдалась особенно холодной, от сильных морозов в Насыпкое начался падеж скота, что для многих крестьянских семей означало гибель. Тогда крестьяне, получив разрешение хозяина, взяли икону Знамения, обошли с нею село, поставили в церкви и отслужили перед ней молебен. Божья Матерь, вняв их молитвам, помогла, и падеж скота прекратился.
Узнав об этом чуде, епархиальное начальство обратилось к Хрущеву с предложением поместить эту икону навсегда в насыпкойской церкви, чтобы верующие могли свободно молиться перед ней. Но Хрущев, обладавший неуживчивым, вздорным характером, отказался наотрез. Из-за семейных неурядиц он должен был в короткий срок покинуть Насыпкой, имение своей супруги, и переехать в Феодосию. Неоднократно к нему обращались духовные лица, в том числе сам епископ Алексий, с просьбой поставить икону в одном из феодосийских храмов, и вновь получили отказ. Николай Хрущев объяснял просителям, что икона для него священна, хотя точно не знал ее истории. Икона являлась списком с чудотворного образа Знамения Божией Матери, но кем и когда написана, неизвестно. Как она попала к боярам Хрущевым, также оставалось загадкой, но в роду передавались от отца к сыну сказания о чудесах, творимых ею. Очевидно, икона была написана для храма, так как имела большие размеры — для ее перенесения в Феодосию понадобилось пять человек.
После смерти полковника Хрущева икона перешла к жене московского потомственного почетного гражданина Елене Кузьминичне Рукавишниковой. Она украсила святыню новой сребропозолоченной ризой с драгоценными камнями и 9 августа 1876 года передала ее феодосийскому собору Александра Невского. Икона стала главной святыней собора. Ее установили у северной стены храма в правом приделе.
В 1877 году Турция объявила войну России. Многие храмы приморских городов, боясь разграбления, увозили свои святыни в Симферополь. Но феодосийцы обратились к архиепископу Симферопольскому и Таврическому Гурию с мольбами оставить икону Знамения Божией Матери в соборе. Они верили, что Заступница спасет и убережет их и храм, и город от врага. И действительно, ни один снаряд не попал в собор, хотя богослужения часто проводились во время обстрелов, а в храме находилось до двух тысяч молящихся. В это трудное время феодосийцы с особым усердием молились перед чудотворным образом Знамения Божией Матери. Очевидец тех событий писал: «...икона эта, по-видимому, с каждым днем приобретает большее и большее почитание. Не говоря о постоянных частных молебнах и читаемых по пятницам акафистам, которые многими посещаются, надобно видеть, как народ, в числе 1000 или более душ, устремляется к чтимой иконе и становится на колена, как только запоют: «под Твою милость прибегаем...», что делается здесь после каждой Божественной службы».
икона Пресвятой Богородицы
Эта икона Пресвятой Богородицы прославилась в Новгороде. В 1170 году город осадили войска соединенных сил русских удельных князей. У новгородцев было мало сил, всю свою надежду они возложили на Господа. Святитель Иоанн Новгородский три дня молился перед иконой Спасителя и вдруг услышал голос: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильиной улице, возьми образ Пресвятой Богородицы и поставь на городскую стену». Утром диакон и клирики пришли в храм, но, как ни старались, не могли подвинуть икону. Тогда сам Иоанн пришел в храм, пал перед иконой на колени и со слезами просил о помощи. И вот, когда все люди запели: «Представительство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не призри грешных молений гласы...», икона внезапно подвиглась сама собою. Иоанн принял ее на руки, поцеловал и вознес на городскую стену.
Вдруг одна из стрел нападающих попала в лик Богоматери. Тотчас икона поворотилась ликом к городу, и из глаз Богородицы брызнули слезы. В тот же миг ужас объял нападающих, они стали побивать друг друга, и были разбиты новгородцами. В память об этом был установлен праздник в честь иконы «Знамение», совершаемый 10 декабря.
Список с этой знаменитой иконы бережно сохранялся передавался из поколения в поколение в роду полковника Николая Хрущева, который в XIX веке владел селом Насыпкой, ныне Насыпное. В 1863 году зима выдалась особенно холодной, от сильных морозов в Насыпкое начался падеж скота, что для многих крестьянских семей означало гибель. Тогда крестьяне, получив разрешение хозяина, взяли икону Знамения, обошли с нею село, поставили в церкви и отслужили перед ней молебен. Божья Матерь, вняв их молитвам, помогла, и падеж скота прекратился.
Узнав об этом чуде, епархиальное начальство обратилось к Хрущеву с предложением поместить эту икону навсегда в насыпкойской церкви, чтобы верующие могли свободно молиться перед ней. Но Хрущев, обладавший неуживчивым, вздорным характером, отказался наотрез. Из-за семейных неурядиц он должен был в короткий срок покинуть Насыпкой, имение своей супруги, и переехать в Феодосию. Неоднократно к нему обращались духовные лица, в том числе сам епископ Алексий, с просьбой поставить икону в одном из феодосийских храмов, и вновь получили отказ. Николай Хрущев объяснял просителям, что икона для него священна, хотя точно не знал ее истории. Икона являлась списком с чудотворного образа Знамения Божией Матери, но кем и когда написана, неизвестно. Как она попала к боярам Хрущевым, также оставалось загадкой, но в роду передавались от отца к сыну сказания о чудесах, творимых ею. Очевидно, икона была написана для храма, так как имела большие размеры — для ее перенесения в Феодосию понадобилось пять человек.
После смерти полковника Хрущева икона перешла к жене московского потомственного почетного гражданина Елене Кузьминичне Рукавишниковой. Она украсила святыню новой сребропозолоченной ризой с драгоценными камнями и 9 августа 1876 года передала ее феодосийскому собору Александра Невского. Икона стала главной святыней собора. Ее установили у северной стены храма в правом приделе.
В 1877 году Турция объявила войну России. Многие храмы приморских городов, боясь разграбления, увозили свои святыни в Симферополь. Но феодосийцы обратились к архиепископу Симферопольскому и Таврическому Гурию с мольбами оставить икону Знамения Божией Матери в соборе. Они верили, что Заступница спасет и убережет их и храм, и город от врага. И действительно, ни один снаряд не попал в собор, хотя богослужения часто проводились во время обстрелов, а в храме находилось до двух тысяч молящихся. В это трудное время феодосийцы с особым усердием молились перед чудотворным образом Знамения Божией Матери. Очевидец тех событий писал: «...икона эта, по-видимому, с каждым днем приобретает большее и большее почитание. Не говоря о постоянных частных молебнах и читаемых по пятницам акафистам, которые многими посещаются, надобно видеть, как народ, в числе 1000 или более душ, устремляется к чтимой иконе и становится на колена, как только запоют: «под Твою милость прибегаем...», что делается здесь после каждой Божественной службы».