“Храм Иоанна Евангелиста (Иоанна Богослова, Сурб Аствацабан)” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"
“Храм Иоанна Евангелиста (Иоанна Богослова, Сурб Аствацабан)” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия".
Доклад подготовила Тажун Мария Сергеевна 13 лет школа № 4.
Храм Иоанна Евангелиста (Иоанна Богослова, Сурб Аствацабан)
Памятник располагается в восточной части Армянской крепости, известной своей плотной застройкой. Именно здесь, среди первых переселенцев из Поволжья, армянская община обосновалась многолюдными группами. Судя по сохранившимся конструкциям основания, на месте современной церкви изначально находилось другое, более древнее сооружение, выполненное из мелких камней грубой кладки. Возможно, это была временная часовня, которую впоследствии заменила полноценная приходская церковь, посвящённая Святому Иоанну Богослову, также известному как Иоанн Евангелист. Размеры церкви достигали 11х6,5 метров.
Со временем первоначальная постройка подверглась значительной перестройке. Ширина молитвенного зала была увеличена на полтора метра, а пол понижен на полметра, благодаря чему и были обнаружены фундаменты старого здания, которые вдоль стен интерьера сформировали каменные скамьи. История храма окутана тайной, но предполагается, что он мог пострадать во время завоевания города турками в 1475 году. Впоследствии, после переселения армян в 1778 году в низовья Дона, церковь пришла в запустение. Это привело к обрушению притвора, который был изображён без перекрытия на гравюре В. Руссена в 1853 году. Окружающие церковь здания со временем превратились в руины — сохранились лишь фрагменты стен и остатки подвального помещения перед притвором.
Рис. 1 Феодосия. Храм Иоанна Евангелиста (Иоанна Богослова, Сурб Аствацабан
Упоминания о церкви в литературе появляются с конца XVIII века. На плане Кафы, составленном русскими картографами в 1784 году, объект значился под номером 18, а в пояснениях значился как «Церковь Святого Иоанна Богослова с фресками». В одной из публикаций 1860-х годов сообщается, что здание церкви использовалось как складское помещение, и притвор продолжал разрушаться. В начале XX века, как и в других церквях Армянской крепости, для укрепления сводов были установлены поперечные стальные затяжки, что способствовало сохранению здания.
Этот памятник архитектуры, несмотря на многочисленные разрушения и перестройки, сохраняет особую историческую и культурную ценность, являясь важным свидетельством многовековой армянской традиции в регионе.
В своих исследованиях церковь Святого Иоанна Богослова упоминали такие авторитетные исследователи, как Н. Барсамов, А. Полканов, Ю. С. Асеев и Г. А. Лебедев. В их трудах, а также в различных энциклопедических изданиях, содержатся краткие, но ценные сведения об архитектурных и художественных особенностях этого памятника. Особое внимание было уделено уникальной архитектуре храма, его историческим этапам развития и сохранившимся элементам декора.
Рис. 2 Феодосия. Восточный участок Армянской крепости (Карантин).
Церковь Святого Иоанна Богослова. Вид с юго-запада
(фото 1997 года, автор – И. С. Липунов).
Первое археологическое обследование церкви и её притвора состоялось в 1970-х годах. Одновременно с этими исследованиями сотрудники Укрпроектреставрации выполняли обмерные работы. С 1976 года начались активные восстановительные мероприятия под руководством Е. И. Лопушинской. В рамках этих работ проводилась реставрация утраченных участков кладки, восстановление каменных скамей, а также устройство кровельного покрытия и отмостки, что существенно улучшило сохранность здания.
Церковь Святого Иоанна Богослова представляет собой классический образец культовой архитектуры крымских армян. Она относится к распространённому в регионе прямоугольному зально-сводчатому типу сооружений с апсидой, выступающей на восточной стороне. Апсида отличается своим полуциркульным очертанием, которое возникло из-за особенностей фундамента предыдущего здания, находившегося на этом месте. Здание перекрыто сводом стрельчатой формы, усиленным двумя подпружными арками, опирающимися на пилястры. Архитектурное решение с одинаковыми расстояниями между арками и апсидной частью добавляет гармонию внутреннему пространству.
Стены церкви сложены из бута — относительно ровных каменных блоков, а более детализированные элементы, такие как пилястры, арки, своды и оконные обрамления, выполнены из тёсаного известняка. Порталы украшены профилированными наличниками, которые придают зданию дополнительную выразительность. Стены церкви были неоднократно оштукатурены; на внешней поверхности алтарной апсиды прослеживаются три слоя штукатурки, каждый из которых относится к разным историческим периодам. Один из слоёв имеет жёлтый цвет, второй — красный, с примесью толчёного кирпича, а третий представляет собой затирку розового оттенка.
Алтарное возвышение, на котором находится престол, поднято на 0,7 метра над уровнем пола молитвенного зала, что связано с сохранившимися элементами фундамента предыдущей постройки. Освещение в храме обеспечивают три почти квадратных окна, расположенные на западной стене: одно находится у основания свода, а два других — по обе стороны от двери. Дополнительный источник света представляет собой небольшой оконный проём на восточной стороне, который необычно для храмов такого типа размещён выше арки, под сводом.
Рис.2 Западный вход в церковь Иоанна Богослова и его декор.
Церковь имеет два входа: один на западной стороне, другой на северной, что обеспечивает удобный доступ внутрь и позволяет осуществлять быструю эвакуацию посетителей при необходимости. Уникальная архитектура и многослойная история храма делают его важным памятником не только для армянской, но и для мировой архитектуры.
Интерьер молитвенного зала церкви Святого Иоанна Богослова поражает своей сдержанной элегантностью и архитектурной продуманностью. Внимание посетителей сразу привлекает минимализм декора: пилястры завершаются скромными тягами, а в центре апсиды вместо традиционного окна размещено небольшое декоративное пятно. Это решение было не случайным — оно подчеркивает гармонию пропорций и усиливает внимание на ключевых элементах внутреннего убранства. В частности, одна из таких деталей — арочная ниша с купелью, расположенная на северной стене ближе к алтарной части. Это акцент не только на важные ритуальные элементы, но и на уникальность архитектурного решения.
Главной художественной ценностью интерьера являются фрагменты фресок, некогда украшавших стены храма. Хотя до наших дней сохранились лишь небольшие их участки, их присутствие ощущается в конхе алтарной апсиды, на лицевой стороне стрельчатой арки, а также по сторонам западного окна. На сводах южной и северной сторон видны остатки живописи, свидетельствующие о высоком мастерстве древних художников. Эти фрески когда-то оживляли стены храма, служили визуальными «проповедями», усиливая духовную атмосферу пространства.
Особое внимание привлекает маленький хачкар (размером 20х35 см), встроенный в бутовую кладку южной стены. Этот уникальный элемент армянской традиции символизирует глубокую связь между культурой крымских армян и их религиозным наследием. Хачкар, размещённый выше профиля венчающей пилястры, дополняет атмосферу сакральности и делает храм ещё более значимым с точки зрения культурного наследия.
Внешний облик церкви также впечатляет своей лаконичностью. Прямоугольное здание с двускатной кровлей производит строгий, но гармоничный эффект. На востоке крыша плавно переходит в полуконус, подчеркивая плавность линии апсиды. Стены из неравномерных камней аккуратно затёрты, создавая ощущение монументальности и прочности. Строение завершается тонким карнизом, что добавляет завершённости внешнему образу церкви.
Одним из самых выразительных элементов внешнего убранства являются порталы. Эти архитектурные элементы заслуживают особого внимания благодаря своему художественному оформлению. Дверные проёмы украшены профилированными наличниками, причём западный портал отличается более сложным и детализированным профилем. В нижней части архитравов вырезан орнамент из процветших крестов, изящных и мелких, создающих утончённый декоративный ритм. На западном портале эти кресты дополнительно украшают профиль с левой стороны, усиливая его символическое значение.
Выше наличников расположены стрельчатые ниши — характерная черта крымско-армянских культовых сооружений. Каждая ниша обрамлена изящным стрельчатым контуром, «ножки» которого опираются на консоли, что придаёт им особую выразительность. Обычно такие ниши служили местом для изображения святых, и вполне вероятно, что в нише западного портала некогда была роспись, изображающая Святого Иоанна Богослова, покровителя храма. Эта деталь добавляет загадочности внешнему облику церкви, сохраняя атмосферу таинственности и духовной значимости.
Притвор, возведённый вскоре после строительства самой церкви в XIV веке, относится к характерному четырёхколонному типу, который встречался в архитектуре средневековой Армении. Его реставрация позволила восстановить внешние стены, однако внутренние опоры и сводчатые перекрытия, утерянные к середине XIX века, восстановлены не были. Притвор отличается шириной, которая превышает ширину самой церкви, и необычной пятигранной планировкой. Скошенная в северо-западной части форма, вероятно, была продиктована необходимостью учесть особенности уже существовавшей на тот момент окружающей застройки. Это обстоятельство также повлияло на расположение дверных проёмов: вместо традиционного западного входа, дверные проёмы были размещены в северной и южной стенах, причём два из них находятся в южной части, а третий — в северной.
Юго-восточный угол притвора поддерживается массивным контрфорсом, что свидетельствует о тщательном учёте рельефа местности. Одной из ключевых архитектурных особенностей притвора является его расположение ниже уровня церкви, что связано с крутым уклоном участка в западную сторону. Подобные архитектурные решения встречаются в армянских монастырях, таких как Ахпат и Нор-Гетик, где перед входом в церковь также устраивались многоступенчатые лестницы, подчеркивающие величие и монументальность здания.
Перекрытие притвора состояло из трёх параллельных стрельчатых сводов, следы которых удалось обнаружить на западном фасаде церкви. В процессе раскопок, проведённых в 1976 году, были выявлены следы четырёх внутренних опор, что позволило реконструировать их местоположение и форму. Базы опор представляли собой комбинацию квадратного основания и восьмигранного верха. Несмотря на то, что сами фусты и капители не сохранились, можно предположить, что на этих опорах покоились подпружные арки, которые поддерживали сводчатые перекрытия притвора. Средний неф был шире боковых и имел более высокие стрельчатые своды, что подчёркивало его доминирующую роль в композиции.
Интерес вызывает и найденная при раскопках пола притвора группа из шести больших плит, расположенных возле северного и юго-восточного дверных проёмов. Три из них обрамлены профилированными рамами и украшены парой кругов на лицевой стороне. Эти плиты, вероятно, являются надгробиями, хотя надписи на них отсутствуют, и их точное назначение остаётся невыясненным. Скорее всего, это захоронения представителей церковной или светской знати, что указывает на высокое значение церкви Святого Иоанна Богослова для армянской общины средневековой Кафы. Подобные захоронения в притворах храмов широко практиковались в Армении, и в этом случае они подтверждают важность данного культового сооружения в религиозной и общественной жизни того времени.
Притвор церкви Святого Иоанна Богослова выделяется ещё одной важной особенностью, связанной с его архитектурной композицией — наличием кивория, который был расположен в юго-восточном углу. Это церковное сооружение, служившее для проведения панихид и других ритуалов, характерно для средневековых храмов. К 1987 году сохранилась лишь капитель одной из колонн кивория, размещённая с внутренней стороны южной стены. Эта капитель, украшенная четырёхлопастной арочкой с фестонами, позволяет воссоздать общий вид кивория, который, по всей видимости, имел два столба — угловой и пристенный. Они поддерживали четырёхскатное покрытие, венчанное крестом, аналогичное тому, что использовалось в архитектуре церкви Святых Архангелов в Феодосии.
Киворий возвышался над полом притвора на две ступени, что подчёркивало его значимость в пространстве. За алтарным столом располагалась арочная ниша с выступающим замковым камнем — элемент, характерный для декоративного стиля крымских армян и других народов региона. Наличие подобных архитектурных деталей позволяет говорить о влиянии различных культурных традиций на оформление армянских храмов в Крыму.
К сожалению, в ходе реставрационных работ конца 1980-х годов были утрачены важные элементы притвора. В западной части помещения понизили пол, что изменило его первоначальный облик, а капитель и стенная ниша кивория были уничтожены. Эти искажения затрудняют восстановление исторического облика притвора, так как были утрачены ключевые элементы, определяющие архитектурный стиль данного участка.
Освещение притвора, судя по отсутствию следов окон в стенах, вероятно, осуществлялось через окна в западной стене или небольшое оконце в северной. Дополнительного источника света в виде крупных оконных проёмов, как в основной части церкви, здесь не было, что придавало притвору более камерный и аскетичный вид.
Декоративное убранство притвора было скромным и отличалось от более богато украшенных армянских храмов. Главный акцент в интерьере делался на резные капители колонн, консоли и киворий с художественно выразительными деталями. Наружное оформление притвора концентрировалось на порталах: северный портал представлял собой углублённую в стену конструкцию с прямоугольным обрамлением, а южный имел выступающий из стены профилированный наличник. Этот элемент завершался стрельчатой нишей с консолями — типичным для армянской архитектуры.
Внешний облик притвора отражал традиции армянских культовых построек того времени: невысокие стены, лишённые декора, завершённые тонким карнизом и увенчанные двускатной кровлей, подчёркивали приземистость здания. Будучи расположенным на склоне, притвор находился ниже уровня основной церкви, что усиливало её визуальное доминирование в архитектурной композиции.
Список источников и литературы:
Архитектура крымских армян. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского », 2019 г..
Халпахчьян О.Х. в редакции Саргсян Т.Э.ISBN 978-5-6042975-0-6
Халпахчьян О.Х. Средневековое зодчество Армении и его значение в истории мировой архитектуры // Инженерно-физический журнал. – 1968. № 4. – С. 51-60.
Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// Византийский Временник. Том 8 (33). 1956. – М.: Наука, 1956. – С.166-192.
Доклад подготовила Тажун Мария Сергеевна 13 лет школа № 4.