“Армянская архитектура и Церковь Иоанна Предтечи Армяне в Крыму” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"
“Армянская архитектура и Церковь Иоанна Предтечи Армяне в Крыму” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"
Доклад подготовил Козаченко Дмитрий Романович 12 лет школа № 2.
Армянская архитектура и Церковь Иоанна Предтечи
Армяне в Крыму
В XIV и XV веках Крым пережил стремительное экономическое развитие, особенно в восточной его части, где города Солдайя, Солхат (Крым) и, в особенности, Кафа стали важнейшими торговыми центрами. Кафа приобрела значение международного узла, связывающего торговые пути Западной Европы и Руси с Востоком. Рост сельского хозяйства в восточном Крыму был впечатляющим: продукты, особенно хлеб и рыба, поступали в Кафу, а затем отправлялись в Константинополь, играя ключевую роль в снабжении Византии. Кафа превратилась в многонациональный торгово-ремесленный центр Крыма, её улицы кишели представителями самых разных народов, как это часто бывало в крупных средневековых городах.
Хотя фактическая власть в Кафе находилась в руках генуэзцев, которые монополизировали торговлю, они составляли лишь небольшую часть населения, не превышая 1,5–2%. В 1475 году численность генуэзцев в городе насчитывала всего около тысячи человек. В то же время основная масса населения состояла из татар, греков и особенно армян, численность которых стремительно росла. В 1439 году в Кафе проживало 30 тысяч армян, а к 1475 году они составляли уже две трети населения города, достигавшего в те времена 70 тысяч человек.
Точный механизм формирования этого этнического многообразия в Кафе остаётся загадкой, как и детали роста армянской общины в Крыму в целом. Однако можно с уверенностью утверждать, что первые волны армянской миграции в регион начались ещё в XI веке, когда сельджуки вторглись в Армению, нанеся ей серьёзный удар. За этим последовал временный контроль Армении Византией, что также способствовало массовому исходу населения. Часть армян переселилась в Киликию, где в то время существовало Армянское княжество Рубенидов, а некоторые мигранты направились в Крым. Одним из доказательств этого служит хачкар, найденный в Феодосии, в церкви Сергия, с датой 1047 года.
Миграция XI века была скорее эпизодической и не имела значительного масштаба. В XII-XIII веках Армения пережила экономический подъём благодаря политическому союзу с Грузией, но этот золотой век был прерван нашествием монголов в 30–40-х годах XIII века. Монгольское завоевание нанесло сокрушительный удар по Армении, погрузив её в упадок. Наиболее катастрофическими стали события XIV века — завоевание Армении персами и туркменскими племенами «Черного барана» и «Белого барана», а также опустошительное нашествие Тимура в конце столетия.
Эти события практически разрушили армянские города и сельскохозяйственные районы, особенно трагичен был конец города Ани. Вслед за разрушением страны последовали массовые миграции армян за её пределы. Переселение происходило не только из исторической Армении, но и из Киликийского княжества, разрушенного мамлюкскими султанами. Одной из главных точек нового обитания для этих переселенцев стал Крым, особенно его восточные города — Сугдея и Кафа, которые привлекали армян своей экономической развитостью и возможностями для ведения ремесла и торговли.
Эта волна армянской миграции значительно изменила этнический ландшафт региона. Армяне сыграли важную роль в истории Крыма, их присутствие оставило глубокий след в культуре и архитектуре полуострова. Например, армянские граффити XIII века, обнаруженные в Херсонесе, свидетельствуют о том, что армянская община начала укореняться не только в восточной, но и в западной части полуострова.
Армянская община Крыма в XIV—XV веках достигла такого роста и значимости, что в представлениях современников, особенно среди армянских писателей того времени, Крым стал восприниматься как своеобразная «приморская Армения» (Armenia maritima). Этот термин, вероятно, прочно закрепился в армянской исторической традиции XVIII—XIX веков и подчёркивал важность Крыма для армянской диаспоры.
С увеличением численности армян в Кафе (Феодосии) и других городах Крыма росло и число армянских церквей. По описанию доминиканца Дортелли д'Асколи, который посещал Кафу в 1634 году, город являлся крупным торговым центром, привлекавшим купцов из Константинополя, Азии и Персии. В то время в Кафе насчитывалось около 28 армянских церквей, епископат, а также множество храмов других религий: у турок было около 70 мечетей, у греков — 15 церквей и митрополит, а у евреев — две синагоги. Несмотря на это, генуэзских церквей почти не осталось, и одна из них сохранялась исключительно благодаря заботам и финансированию армян.
Однако, как сообщал в своих трудах Боплан (1650 год), численность церквей, особенно армянских, возможно была преувеличена. Он упоминал о 45 храмах в Кафе, из которых 32 были армянскими, 12 греческими, и только одна католическая. Пейсонель, посетивший город в 1775 году, также подтверждал наличие большого числа армянских храмов, насчитывая их 24. Тем не менее, эти данные вызывают некоторые сомнения.
Мартин Броневский, писавший своё «Описание Крыма» в 1578 году, упоминал значительные разрушения, нанесённые городу турками после захвата Кафы в 1475 году, отметив, что римские христианские церкви были разрушены, а из армянских храмов уцелели лишь некоторые. Если бы в городе действительно находилось несколько десятков армянских церквей, они бы непременно привлекли внимание столь внимательного наблюдателя. Дополнительные сомнения возникают на основе плана Кафы, составленного русскими в 1784 году, где указано лишь около семи армянских церквей.
Так или иначе, в разные периоды в Кафе существовало несколько армянских храмов, появление которых можно отнести к концу XIII — началу XIV веков. В XVI—XVII веках их число, вероятно, возросло, хотя точные данные разнятся.
До наших дней дошли лишь пять армянских церквей, которые сохранились в том или ином виде. Две из них расположены в пределах города: церковь Сергия, вероятно, построенная во второй половине XV века, и церковь Михаила и Гавриила, датированная 1408 годом. Церковь Сергия представляет собой простое прямоугольное сооружение с апсидой и сводом, но здание было сильно изменено позднейшими перестройками, в том числе добавлением колокольни в XVIII веке.
В окрестностях Кафы также сохранились несколько церквей: церковь Георгиевского монастыря, расположенная к северу от городских стен; купольная церковь Иоанна Предтечи (1348 г.) и церковь Иоанна Богослова, предположительно XIV века, находящаяся в районе, известном как Карантин. Эти памятники, хотя и претерпели значительные изменения, остаются важными свидетельствами армянского присутствия и архитектуры на полуострове.
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1348 году и расположенная за крепостными стенами древнего города Кафа (современная Феодосия), в местности, известной как Карантин, является важным примером армянской архитектурной традиции в Крыму. Возможно, она была возведена на территории старого армянского посада, который возник в период массового переселения армян на полуостров. Здание, небольшое по размеру (снаружи — 5,0 x 3,5 м), выполнено из бутового камня на известковом растворе, и представляет собой интересный архитектурный объект, сочетающий простоту формы с изысканностью деталей.
Рис. 1 Церковь Иоанна Предтечи
Конструкция храма разделена на две части за счет выступов северной и южной стен. Внутреннее пространство поддерживают четыре арки, направленные вдоль этих стен. В западной секции между арками помещён полуцилиндрический свод, а в центральной части здание увенчано куполом, опирающимся на ребристый барабан. Восточная часть здания завершается полукруглой апсидой с высоким окном, оформленной узкой бемой, что придаёт внутреннему пространству своеобразную гармонию.
Внешний облик церкви подчёркнуто лаконичен — гладкие стены из бутового камня, накрытые двускатной кровлей, создают массивную и цельную структуру. Лишь в центральной части здания выделяются небольшие щипцы на южном и северном фасадах, что придаёт сооружению характерные черты армянской архитектуры.
Рис. 2 Церковь Иоанна Предтечи общий вид с юго-восточной стороны
Западный вход в церковь оформлен богато украшенным наличником, который включает в себя «сельджукскую цепь» — популярный декоративный элемент XIV—XV веков в Крыму, и резной орнамент с пальметками, соединёнными стебельками, окружёнными листьями. Этот орнамент встречается и на других памятниках архитектуры того периода, таких как мечеть Узбека (1314 г.) в Старом Крыму и мавзолей Ненеке-джан-ханым (1437 г.) в Чуфут-Кале.
Рис. 2 Церковь Иоанна Предтечи наличники западного входа
Интересным элементом церкви являются её рельефы. В восточной части здания можно увидеть две фигуры святых, которые фланкируют алтарное полукружие. С южной стороны изображён Иоанн Креститель — бородатый святой, представленный в полный рост и одетый в омофор. На северной стороне расположена фигура Святого Георгия, слегка повернутая влево, в динамичной позе с поднятой левой рукой и развевающимися складками хитона. Эти рельефы свидетельствуют о высоком уровне мастерства и декоративной выразительности армянской резьбы по камню того времени.
Церковь Иоанна Предтечи — это не только важный памятник армянской архитектуры в Крыму, но и свидетельство богатого культурного и религиозного наследия армянской общины, которая оказала значительное влияние на развитие архитектуры и искусства региона.
Над апсидой церкви Иоанна Предтечи в Кафе, поверх простого карниза, расположен ряд рельефов, представляющих двенадцать апостолов, выполненных в традиционной армянской манере. Апостолы изображены погрудно, фронтально, в омофорах, их головы слегка повернуты в разные стороны. Над окном апсиды помещено погрудное изображение Христа, однако из-за воздействия времени детали этого рельефа утрачены, как и двух фигур по его бокам. Композиция рельефов представляет собой сцену Евхаристии — характерный мотив византийской и древнерусской иконографии с XI века, но уникальный в своем исполнении в рельефе.
Рис.3 Церковь Иоанна Предтечи рельефы апостолов на стене апсиды
Этот мотив в рельефной форме, хотя и редко, встречается в армянской архитектуре. Один из примеров — сцена Евхаристии в тимпане портала храма Оганнованка (1217 г.), где фигуры апостолов представлены в движении на фоне растительных узоров. Похожая композиция присутствует в монастыре Сурб Степанос (XIII в.) около Гегарда, где апостолы Петр и Павел изображены по сторонам входа в церковь в сходных позах с фигурами из Кафы — один фронтально, другой в легком движении.
Рельефные изображения этого периода часто отличаются обобщёнными формами и схематичностью. Примером может служить фигура из монастыря Имирзик (XIII в.), изображающая святого в омофоре с воздетыми руками. Подобные образы можно увидеть и в ктиторских группах, например, в Нораванке, где на колонне ротонды 1339 года представлены фигуры Богоматери и ктитора Буртела. Этот стиль сохраняется на ряде памятников XIII—XIV веков, например, на западном фасаде церкви в Даралагезе (1339 г.) и на гавите монастыря Нораванк (1261 г.).
Значительное количество подобных погрудных рельефов можно встретить и на тимпанах фасадов армянских церквей. Например, в монастыре Спитакавор Аствацацин (70–80-е годы XIII в.), где над западным входом изображен Христос в окружении растительных мотивов. Общие формы и стилистика этих рельефов перекликаются с рельефами армянской церкви в Кафе, что свидетельствует о влиянии армянской архитектуры на развитие декоративных традиций в Крыму.
Последние два изображения особенно близки к рельефам церкви Иоанна Предтечи в Кафе — с их коренастыми, статичными фигурами, переданными общей массой, и плоскостной проработкой деталей. Такая техника придает рельефам ощущение примитивной монументальности, что создает гармонию между скульптурными элементами и архитектурными формами самого здания. Эти особенности отражают стиль армянских хачкаров XIII—начала XIV веков, где рельефные изображения Христа и святых встречаются повсеместно. Примеры таких рельефов уже были опубликованы и стилистически вписываются в традиции армянской пластики этого периода.
Важно отметить, что использование каменных рельефов для передачи евангельских сюжетов, а не фресок, связано с антихалкедонитской позицией армянской церкви. Этот подход был чужд византийскому и греческому восточному искусству, где преобладали фрески. Однако выбор рельефов, как и их стиль, явно показывает связь с армянской монументальной скульптурой XIII—первой половины XIV века.
Архитектурный облик самой церкви Иоанна в Кафе также имеет армянские корни. Ее композиция воспроизводит упрощенный тип купольных зал армянских церквей XIII—начала XIV веков. В таких зданиях, ввиду их небольших размеров, конструкция максимально упрощалась, соединяя устои с южной и северной стенами. Подобные поздние армянские церкви широко распространены, в то время как в византийской и греческой архитектуре Малой Азии и Крыма такой композиции не встречается.
Позднее к церкви был пристроен гавит — характерный элемент армянской церковной архитектуры. Это прямоугольное помещение (внутри 4,05 х 3,45 м), более широкое, чем сама церковь, разделено на три нефа с помощью двух квадратных столбов, на которые опираются высокие арки стрельчатого контура. Арки соединены с северной и южной стенами, образуя подпруги для трех полуциркульных сводов. Такая планировка гавита находит точные параллели в позднесредневековой архитектуре Армении, что еще раз подчеркивает преемственность традиций.
Список источников и литературы:
И. А. Гольдшмидт . Кафа — генуэзская колония в Крыму в конце XIII— первой половине XV вв. Автореферат, М., 1952,
Церкви Михаила и Гавриила, Сергия, „церковь с рельефами во олтаре" (очевидно Иоанна Предтечи), Параскевы, Стефана 1491 г. и Георгия. Из них ц. Стефана была, вероятно, греческой, на что указывают греческие надписи ее фресок (описание их см. в статье Д. Маркова. Древнегреческая церковь в Феодосийском карантине, ИТУАК, 48, 1912, стр. 184—195).
Юргевич В. Устав для генуэзских колоний в Черном море изданный в Генуе в 1449 г.// Записки Императорского Одесского общества истории и древностей, 1863. T. 5. – С. 629-836.
Халпахчьян О.Х. Средневековое зодчество Армении и его значение в истории мировой архитектуры // Инженерно-физический журнал. – 1968. № 4. – С. 51-60.
Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// Византийский Временник. Том 8 (33). 1956. – М.: Наука, 1956. – С.166-192.