Новости храма

“Храм Сурб Саркис” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"

“Храм Сурб Саркис” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"

Доклад подготовил Рязанцев Матвей Борисович 12 лет Феодосия.

Храм Сурб Саркис.

Самой древней армянской апостольской церковью Феодосии по праву считается храм Сурб Саркис (Святого Сергия), построенный в 1330 году. За века своего существования он стал не только духовным, но и культурным центром армянской общины города. Особое место в истории храма занимает скрипторий — одна из крупнейших мастерских переписчиков рукописей, которая действовала здесь с XIV по XVI века. Благодаря этой мастерской церковь превратилась в оплот культурного и образовательного развития армянской диаспоры, распространяя знания и сохраняя уникальные манускрипты.

Армянская апостольская церковь всегда играла важную роль в жизни Феодосии. Сурб Саркис объединяла верующих, а также служила местом обучения и сохранения культурных традиций. Скрипторий, существовавший при храме, был одним из крупнейших в Крыму, где переписывались священные тексты, книги по философии, медицине и искусству. Мастерская привлекала лучших каллиграфов и художников-миниатюристов своего времени, создавая шедевры, которые распространялись по всему армянскому миру.

Сурб Саркис, с его древними стенами, хранит в себе многовековую историю армянской общины Феодосии, которая не только укрепляла свои религиозные корни, но и вносила неоценимый вклад в развитие культуры города и региона.

История

Строительство

Церковь Святого Саркиса была возведена в 1330 году и с самого начала принадлежала Армянской апостольской церкви. Этот храм считается древнейшим армянским религиозным сооружением в Феодосии и несет в себе богатую культурную и духовную историю, которая на протяжении веков вплеталась в жизнь армянского сообщества города. С момента своего создания церковь Сурб Саркис служила не только местом для молитвы, но и важным центром армянской общины, где формировались культурные и образовательные традиции.

Средние века

В период с XIV по XVI века храм Святого Саркиса стал подлинным центром армянской образованности и культуры. При нем действовал один из крупнейших на то время армянских скрипториев, который превратился в своеобразную фабрику духовного и литературного наследия. Здесь переписывались и украшались рукописи, создавались миниатюры и развивалось искусство гравюры. Мастера, работавшие в этих стенах, внесли значительный вклад в развитие армянской книжной культуры и философии. Среди выдающихся личностей, творивших при храме, стоит отметить таких известных художников, философов и поэтов, как Симеон, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур и Авраменц.

Благодаря своей уникальной роли в сохранении армянской культуры, храм Святого Саркиса стал настоящим хранилищем духовных ценностей. Многие рукописи, созданные в его скриптории, оказались в крупнейших библиотеках мира: в Национальной библиотеке Франции (Париж), библиотеке Армянского патриархата в Иерусалиме, фондах армянских мхитаристов в Вене и Матенадаране. Среди этих рукописей — 29 произведений с подписью Никогайоса Цахкарара, а также стихотворение XVIII века «История страны Крым», написанное поэтом Мартиросом Крымеци, и Евангелие 1649 года.

Новое и новейшее время

С 1811 года, когда был основан Феодосийский музей древностей, церковь Святого Саркиса стала местом хранения каменных плит с древними армянскими надписями, которые впоследствии стали основой лапидария музея. Однако осенью 1986 года, из-за подтопления территории храма, экспонаты были перенесены в основное здание музея для сохранности.

Одним из наиболее трагических и в то же время важных событий в истории храма стал пожар 1888 года, нанесший значительные повреждения его внутреннему убранству. Однако благодаря знаменитому художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому, который был прихожанином церкви, храм был восстановлен. Айвазовский не только выделил средства на ремонт, но и собственноручно расписал его стены. С церковью Святого Саркиса связаны важные события в жизни художника: здесь он был крещен в 1817 году, здесь состоялось его венчание, а после смерти в 1900 году его отпевали и похоронили на церковном кладбище. Согласно завещанию Айвазовского, церковь и приходская школа получили от него щедрое пожертвование в размере 50 000 рублей.

В период советской власти храм также не избежал испытаний. В 1965—1970 годах были проведены реставрационные работы, однако строительство жилых домов вблизи церкви привело к разрушению древней дренажной системы, что вызвало регулярные подтопления и привело к утрате уникальных фресок. В конце 1980-х годов началась новая волна реставрационных работ, которые продолжаются по сей день.

Трагедия 2023 года

26 декабря 2023 года церковь вновь оказалась в эпицентре трагических событий. Во время ракетного обстрела Вооруженными силами Украины Феодосийского морского порта здание храма пострадало от взрывной волны: были выбиты несколько витражей, что нанесло очередной удар по историческому наследию церкви. Этот инцидент стал символом того, как даже спустя века исторические памятники могут оказаться уязвимыми перед лицом военных конфликтов.

Церковь Святого Саркиса остается важнейшим духовным центром для армянской общины Феодосии и значимым памятником не только для армянской, но и для мировой культуры.

Расположение церкви Святого Саркиса

В средневековье квартал вокруг церкви Святого Саркиса был плотно застроен и носил её имя, что было характерно для городов того времени. Однако к XIX веку практически все постройки квартала исчезли. Путешественник М. Бжишкян упоминал, что церковь находилась на просторной площади, рядом с которой располагались дом священника и небольшая школа для мальчиков и девочек. Спустя полвека М. Погодин подтвердил, что вокруг церкви был пустырь, и это также было отражено на гравюре В. Руссена, изданной Е. Вильневым в 1853 году.

Сегодня храм находится на свободном участке, ограниченном улицами Ленина и Тимирязева, а также переулками Морским и Айвазовского. Рядом с церковными воротами покоится знаменитый художник Иван Айвазовский и его супруга Анна Саркисова, чьи могилы находятся в семейном склепе.

Архитектура

Церковь Святого Саркиса привлекает внимание исследователей благодаря своей богатой истории и уникальной архитектуре. Время её постройки точно не установлено, и различные историки предлагают разные датировки. Так, В. А. Микаелян считает, что она была возведена в XI–XII веках, тогда как другие источники указывают на XIV–XV века. Е. И. Лопушинская предполагает, что церковь была основана в 1363 году. Расположение храма в центре города, вне территории, предназначенной для сдачи в аренду согласно Уставу 1316 года, указывает на то, что церковь существовала ещё до прихода генуэзцев в XIII веке. Это подтверждает её древнее происхождение и делает датировку в XII веке вполне правдоподобной.

На протяжении своей многовековой истории церковь Сурб Саркис не раз меняла свой облик. Различные пристройки, возведённые со временем, отмечены как в исторических документах, так и на литографиях, вмонтированных в стены храма. Однако, несмотря на это, основной архитектурный ансамбль, особенно алтарная часть, дошёл до нас практически без изменений.

Одной из главных особенностей храма является наличие трёх апсид на восточной стороне, что отличает его от других крымских армянских церквей. Центральная апсида посвящена Святому Саркису, покровителю церкви, а боковые — Святым Петру и Павлу.

Само здание представляет собой почти квадратное однонефное сооружение (8,1х8,5 м), увенчанное тремя апсидами. Центральная апсида, будучи самой крупной, выступает из восточной стены полукруглым объёмом. Внутри церковь имеет традиционную для армянских храмов солею высотой 0,8 м, к которой ведут две лестницы с четырьмя ступенями.

Интерьер церкви продолжает впечатлять своей лаконичной, но продуманной архитектурой. Полуциркульный свод, опирающийся на пилястры, создаёт ощущение простора, а подпружная арка добавляет устойчивости конструкции. Такая сводчатая система, усиленная двускатной черепичной крышей, является редкостью для армянских храмов Крыма, что делает церковь Святого Саркиса уникальной в своём роде. Небольшое окно, расположенное под сводом над бывшим входом на западной стороне, когда-то служило основным источником света, освещая молитвенный зал до реконструкций.

Позднее, на южной стене появились крупные арочные окна, которые нехарактерны для ранних крымских церквей, но являются результатом позднейших изменений. Три узких окна в центральной апсиде и по одному окну в боковых напоминают архитектурные решения храмов Армении, таких как купольная базилика в Мрене VI века. Эти элементы подчеркивают влияние древних армянских традиций в строительстве церкви Святого Саркиса. Интерьер храма был скромен в убранстве, что подчёркивалось тонкими декоративными элементами на арочном своде, такими как тяга из полочки и валика, разделяющая стены и свод. Это решение, вероятно, служило фоном для росписей, которые когда-то украшали стены храма, как упоминал М. Погодин, посетивший церковь в 1871 году. Со временем эти росписи были заменены монументальными полотнами, написанными самим Иваном Айвазовским.

Что касается пристроек к церкви, то их возникновение связано с ростом армянского населения в Крыму после массового переселения в XIV веке. Новоприбывшие армяне в основном обосновались в новом квартале, который позднее стал Армянской крепостью, однако многие также поселились в старом армянском районе, где располагалась церковь Святого Саркиса. Увеличение числа прихожан требовало расширения храмов, и первое расширение церкви произошло за счёт пристройки с западной стороны. Это была двухэтажная пристройка, которая упоминается М. Бжишкяном в 1820-х годах. Она представляла собой каменное сооружение, состоявшее из двух притворов, западный из которых имел два придела и верхний этаж, предназначенный для женщин.

Гравюра из альбома Е. Вильнева, созданная в начале 1850-х годов, также подтверждает существование этой пристройки. Несмотря на её значимость для истории храма, современные исследователи упоминают о ней лишь вскользь. В частности, Ю. С. Асеев, Э. М. Корхмазян и В. А. Микаелян ограничиваются короткими заметками о её существовании, а Н. Барсамов и А. Полканов рассматривают её как часть интерьера церкви.

Вопрос датировки пристроек остаётся предметом споров. А. Л. Якобсон и Ю. А. Таманян считают, что западная пристройка появилась значительно позже — в XVIII веке. Северная часть церкви, включающая северный притвор и крестильню, была возведена ещё позже. Е. Лопушинская полагает, что эти помещения изначально представляли собой единое вытянутое помещение, разделённое на две части, каждая из которых имела своё перекрытие: полуциркульный и крестчатый своды. Декоративные элементы этих помещений, выполненные в ренессансном стиле, позволяют датировать их XV–XVI веками.

Однако на чертеже XIX века, составленном самой Лопушинской, северный притвор изображён с косо поставленной северной стеной, что заставляет исследователей усомниться в первоначальной форме этого помещения. Возможно, изменение плана было связано с остатками фундаментов, найденными при археологических раскопках, или было продиктовано гравюрой из альбома Вильнева.

Появление северных пристроек церкви Святого Саркиса было связано с необходимостью расширения функциональных возможностей храма, в частности — создания второй крестильни. Если основная купель находилась в традиционном месте — у северной стены ближе к алтарю, то вторая крестильня была расположена в отдельном помещении, примыкавшем к церкви с северной стороны. Это помещение находилось восточнее северного притвора, с отдельным входом, что позволило лучше распределить церковные функции и удобнее организовать обряды крещения.

На чертеже архитектора И. П. Шмульсона 1955 года зафиксировано, что северный притвор приобрёл косоугольную форму плана из-за необходимости приспособить его к существовавшей застройке. Косоугольное помещение разделялось на две части, каждая из которых имела собственный вход, ведущий в церковь. Вдобавок северный притвор имел отдельный вход с западной стороны, что позволяло прихожанам попадать внутрь не заходя в основное здание храма.

Исследовательница Е. И. Лопушинская выделила в истории строительства церкви четыре ключевых периода. В её интерпретации, в XIV веке была построена оригинальная зально-сводчатая церковь с тремя апсидами. В XV–XVI веках к ней добавились северный притвор и крестильня. В XVIII веке были возведены западные пристройки, включая два притвора и портик на четырёх столпах. Однако эти элементы были разрушены во второй половине XIX века и заменены более скромным сооружением, которое объединили с церковью широким арочным проёмом. Это изменение, по мнению Лопушинской, привело к тому, что портик оказался «оторван» от основного объёма.

При анализе архитектуры третьего периода, Лопушинская отметила появление четырёхпролётной галереи и портика. Однако она не зафиксировала изменение формы северного притвора. Вопрос о том, когда и как возник арочный проём, остаётся спорным. Обычно притворы средневековых армянских церквей, как в Крыму, так и в самой Армении, представляли собой отдельные помещения, а не продолжение молитвенных залов. Таким образом, предположение о наличии арочного проёма в притворе требует дополнительного исследования.

Ритмичное расположение окон на северной стене храма указывает на чёткую планировку интерьера. Притвор церкви Святого Саркиса, вероятно, имел четыре каменные опоры, симметрично расположенные относительно осей. Эти опоры соединялись стрельчатыми арками, поддерживавшими своды. Средний свод возвышался над боковыми, что подчёркивало центральное положение в интерьере.

Галерея, примыкавшая к притвору с запада, была двухэтажной, о чём свидетельствуют как рисунки В. Руссена, так и описание М. Бжишкяна. Верхний этаж галереи был предназначен для женщин, что было традиционным в армянских церквях. Лестница, вероятно, располагалась в юго-западном углу помещения. Окна верхнего этажа хорошо видны на рисунках, однако освещение нижнего этажа остаётся неясным, что может свидетельствовать о его второстепенной функции.

Портик, примыкавший к западному фасаду галереи, был перекрыт крестчатым сводом и состоял из четырёх массивных столпов, соединённых стрельчатыми арками. Этот архитектурный элемент относится к XVIII веку и напоминает портики, встречающиеся в храмах Армении. Однако его четырёхскатная кровля, вероятно, была добавлена позже, после сноса звонницы. Подобные портики, служившие звонницами, известны в Армении, например, в церквях Ахтамара, Эчмиадзина и других.

Ученые полагают, что портик церкви Святого Саркиса в Феодосии действительно играл роль колокольни, поскольку к концу XIX века над его каменным основанием появилась деревянная надстройка с шатровой кровлей, которая имитировала прежнюю звонницу. Портик завершался карнизом с частыми кронштейнами, что подчеркивало монументальность утраченной верхней части. Фрагменты резьбы по камню, сохранившиеся вокруг арок, украшены орнаментальными мотивами, выполненными в виде тяг, фризов, розеток и волют, что напоминает резьбу армянских памятников XIV века, таких как церковь Святой Богородицы в Егварде.

Пристройка, выполненная из руин притвора, служила продолжением молитвенного зала, который уже не мог вместить всех прихожан. Поэтому в западной стене храма был устроен большой арочный проем, объединяющий интерьер церкви с новым помещением. Пристройка представляла собой прямоугольное помещение, перекрытое деревянной конструкцией, имитирующей свод. Это решение обеспечивало связь между интерьером храма и пристройкой, создавая единый внутренний объем.

Западный фасад церкви отличался регулярной композицией. Для улучшения освещения окна, расположенные по обе стороны от западного дверного проема, были организованы в два яруса. Кровельные скаты церкви и пристроек, параллельно расположенные друг к другу, придавали единство всему комплексу. Важным элементом художественного оформления церкви стали хачкары, вмурованные в стены. Эти каменные кресты различались по декору, размерам и материалу. Одним из примечательных рельефов интерьера было изображение «Богоматери с Младенцем Христом», выполненное с мягкостью линий и изяществом.

Фрески, украшавшие интерьер церкви, привлекли внимание исследователей. В XIX веке М. Погодин упоминал о фресках церкви, хотя и отмечал их запущенное состояние. Впоследствии реставрационные работы скрыли росписи под слоями штукатурки и краски. Однако специалисты, изучившие росписи, определили наличие трех слоев, отражающих этапы восстановления храма. Под верхним слоем свода сотрудники Укрпроектреставрации обнаружили фрагменты орнаментированных медальонов, напоминающих росписи кафедрального собора в Эчмиадзине, с изображениями евангелистов внутри медальонов.

Росписи в апсиде относились к XIV–XV векам, временам генуэзского господства в городе. В конце XIX века интерьер храма был дополнен монументальными полотнами, созданными И. К. Айвазовским, который подарил церкви семь картин, среди которых «Моление о чаше» и «Хождение по водам». Важными элементами декора того времени также были два мраморных подсвечника с резными орнаментами. Изделия из дерева, такие как резная капитель и двери из орехового дерева, также играли значительную роль в оформлении церкви. Одна из дверей, датируемая 1330 годом, экспонируется в музее Феодосии и украшена резными армянскими надписями. Орнаментальная резьба этих дверей напоминает стиль, характерный для памятников Закавказья, Малой Азии и Ирана.

В процессе реставрационных работ в 1965–1970 годах были восстановлены каменные полы, перекрытия и черепичные кровли храма, а также расчищен фрагмент росписи на своде.

И.Айвазовский и храм Сурб Саркис

Для великого феодосийского художника Ивана Айвазовского церковь Сурб Саркис играла особую роль на протяжении всей его жизни. В её стенах он был крещён, здесь состоялось его венчание с Анной Никитичной, и на протяжении многих лет Айвазовский регулярно посещал церковные службы, оставаясь преданным прихожанином. В этом храме состоялось и его отпевание. По сей день могилы Айвазовского и его жены покоятся под защитой церковной ограды, где установлен белоснежный мраморный саркофаг художника, вырезанный из единого блока. Жена Айвазовского захоронена в соседнем склепе, а рядом покоятся другие выдающиеся представители армянской диаспоры Феодосии.

Церковь, с которой художник был так тесно связан, пострадала от пожара в 1888 году. Однако Айвазовский не только полностью восстановил её на собственные средства, но и украсил своими фресками. Для любимого храма мастер создал несколько знаковых произведений на библейские темы, среди которых «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», «Хождение по водам» и «Тайная вечеря», «Крещение» и «Богоматерь с младенцем». Эти шедевры сегодня можно увидеть в экспозиции картинной галереи Айвазовского, сохранившей его духовное наследие.

Айвазовский заботился о церкви даже после своей смерти, завещав ей и приходской школе внушительную сумму в 50 тысяч рублей.

Список источников и литературы:

  1. Архитектура крымских армян. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского »,2019 г..
  2. Халпахчьян О.Х. в редакции Саргсян Т.Э.ISBN 978-5-6042975-0-6
  3. Халпахчьян О.Х. Средневековое зодчество Армении и его значение в истории мировой архитектуры // Инженерно-физический журнал. – 1968. № 4. – С. 51-60.
  4. Якобсон А.Л. Армянская средневековая архитектура в Крыму// Византийский Временник. Том 8 (33). 1956. – М.: Наука, 1956. – С.166-192.
2024-11-04 16:13