Новости храма

“Церковь Сурб Геворг” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"

“Церковь Сурб Геворг” в рамках конкурса исследовательских работ "Юный Краевед города Феодосия"

Доклад подготовил: Тропин Лука Александрович 11 лет Шубинская УВК.

Церковь Сурб Геворг, или Святого Георгия, в Феодосии — это уникальный памятник армянской архитектуры, сохранившийся до нашего времени среди многочисленных культовых сооружений, некогда существовавших в предместьях Кафы. Основанная в XIV веке, она является одним из немногих сохранившихся армянских храмов в регионе, который до сих пор сохраняет свои исторические черты.
Расположенная на склоне возвышенности, церковь находилась за пределами средневековых укреплений города, всего в 650 метрах к западу от старинных городских ворот, известных как Гуле-капу или Гуле-капуси. Это стратегическое расположение, с одной стороны, обеспечивало защиту от внешних угроз, а с другой — позволило храму служить важным духовным и культурным центром для армянской общины.
Строительство церкви Сурб Геворг представляет собой характерный пример армянской архитектуры XIV века. Ее архитектурные особенности, включая полуциркульные контуры апсид и сводов, отличают её от других армянских храмов, построенных в поздние периоды. В то время как многие церкви того времени использовали арки со слегка стрельчатыми контурами, церкви Святого Георгия сохраняют более ранние формы, указывая на их древнее происхождение.
Церковь была важной частью монастырского комплекса, который в XIV веке включал и другие значимые духовные учреждения. Например, монастырь Святого Теодороса, упомянутый в 1346 году, и монастырь Святой Анны, упоминаемый в 1357 году, находились неподалеку. Эти данные подтверждают значимость и активность армянских духовных центров в этом регионе в указанный период.
После турецкого завоевания Крыма в 1475 году монастырь Святого Георгия, как и многие другие армянские монастыри, прекратил свою деятельность. Тем не менее, церковь продолжала служить как культовое место до 1778 года, когда крымские христиане были переселены в Азовскую губернию. В настоящее время храм Сурб Геворг признан объектом культурного наследия федерального значения, несмотря на то, что он не функционирует как действующий храм.
Это сооружение является важным памятником армянской истории и культуры, сохранившимся среди многих других храмов, которые не дожили до наших дней.


Монастырь Святого Георгия был настоящим духовным центром для армян Крыма, привлекая паломников со всей округи. Его популярность особенно возрастала в дни празднования Святого Георгия, когда многочисленные верующие стекались сюда для участия в торжествах. Этот поток паломников способствовал не только росту благосостояния обители, но и активному расширению монастырского комплекса.
На протяжении веков монастырь претерпел множество преобразований. Постройки постоянно модифицировались и реконструировались, что оставило след в виде разнообразных архитектурных остатков на его территории. Церковь, являющаяся частью комплекса, также претерпела значительные изменения, отражая многовековую историю архитектурных трансформаций и адаптаций. Эти изменения свидетельствуют о непрерывном развитии и значении монастыря на протяжении его существования.
Согласно армянским средневековым источникам, монастырь Святого Георгия располагался в пригороде Кафы, который носил название «Кашот». В связи с этим он часто упоминается как «Сурб Геворк Кашота». Этот пригород был известен своей активной торговлей и культурными связями с регионами за пределами Крыма.
Жители Кашота веками поддерживали оживленные торговые отношения с соседними землями, такими как Касох (ныне Черкесия). Они регулярно привозили в Кафу воск, пушнину, мед и засоленную икру, хранящуюся в деревянных бочках. Эти товары были крайне ценны и способствовали экономическому процветанию как монастыря, так и самого пригорода.
В начале XVIII века французский путешественник Ля Мотре, посетивший Кафу, отметил, что армянские купцы активно торговали с Черкесией, что свидетельствует о высоком уровне экономических и культурных обменов между регионами. Также в начале XVII века армянский историк Григор Даранагци, совершивший поездку в Крым, упоминает квартал Кашот в своих записях, что подтверждает важность этого района в армянской истории и культуре того времени.
Наиболее ранние упоминания о духовном центре Сурб Геворк, или Святого Георгия, в Кафе датируются 1438 и 1587 годами. Эти записи подчеркивают значимость монастыря в течение средневекового периода. Последующие упоминания появляются в колофонах армянских рукописных книг, датированных 1610, 1616, 1620, 1642, 1653 и 1658 годами. Эти колофоны свидетельствуют о том, что в первой половине XVII века при монастыре активно создавались и обновлялись манускрипты. Эти рукописи, написанные под покровительством «Святого Геворка Кашота», являются ценными историческими источниками, отражающими культурное и интеллектуальное влияние духовного центра на армянскую общину того времени.

Армянские резные надписи, которые некогда украшали стены церкви Святого Георгия, имеют даты 1442, 1479 и 1499 годы. Наибольшую историческую ценность представляет надпись, сделанная на северной стене притвора, которая гласит: «Святые [крестные] знамения, заступитесь за погибших иноков Гхазара и Татэвоса. Лета 891 [= 1442]». Эта надпись позволяет предположить, что притвор был построен до 1442 года, а сама церковь была возведена ещё ранее. Эта надпись не только служит свидетельством о времени строительства, но и подчеркивает важность церкви как духовного центра и место погребения для монахов, что придаёт дополнительную значимость историческому и культурному наследию монастыря Святого Георгия.
В литературных источниках часто указывается, что церковь Святого Георгия была построена в 1385 году, эта дата занесена в реестры памятников УССР и объектов культурного наследия народов РФ. Однако, достоверные подтверждения этой даты до сих пор не обнаружены. Некоторые исследования выдвигают другие версии. Например, архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил относил постройку монастыря Святого Георгия (или, как он его называл, монастыря Святого Великомученика Георгия) к 1452 году. Однако, он не предоставил конкретные источники, на которых основывался.
Существует основание исключить более позднюю дату постройки. В частности, в 1438 году упоминается «иерей Вардан из [монастыря] Сурб Геворк» в послании армян Кафы к католикосу, в котором обсуждается участие в Флорентийском соборе. Это указывает на существование монастыря в середине XV века, что делает менее вероятным его постройку в 1452 году.
Архитектурные особенности восточной части церкви также свидетельствуют о более раннем происхождении. Церковь была перестроена и обновлена в 1858 году, однако восточная часть с тремя полуциркульными апсидами и полуциркульным сводом сохранилась в неизменном виде. Эта конструкция с тремя апсидами, из которых центральная, большая, выступает за пределы общего прямоугольного объема, также встречается в армянских церквях Сурб Саркис (Святого Сергия) и Архангелов Габриела и Микаела в Феодосии. Эти церкви, хотя и подвергались неоднократным перестройкам, сохранили восточные части, относящиеся как минимум к рубежу XIII–XIV веков.
Интересно отметить, что в отличие от апсид церквей Сурб Саркис и Архангелов, которые завершаются арками со слегка стрельчатым контуром, характерным для XIV–XV веков и последующих периодов, апсиды и своды церкви Святого Георгия имеют четко выраженный полуциркульный контур. Это отличительное строение подчеркивает более раннее происхождение церкви Святого Георгия по сравнению с другими храмами. Хотя, возможно, в процессе реконструкции контуры арок и сводов изменялись, общий характер конструкции восточной части церкви свидетельствует о ее древности.
К тому же, археологические исследования подтверждают датировку церкви XIV веком, что соответствует историческим данным. Рядом с церковью Святого Георгия, в XIV веке, уже существовали значимые армянские духовные центры. Например, монастырь Святого Теодороса в предместье Тапарахл (Топрах-кале) упоминается в 1346 году, а монастырь Святой Анны, расположенный на окраине Кашота, — в 1357 году. Эти упоминания подтверждают, что армянская духовная жизнь в этом регионе была развита задолго до основания церквей Сурб Саркис и Архангелов, которые были построены в более ранний период.
Хотя монастырь Святого Георгия прекратил свою деятельность после турецкого завоевания 1475 года, его церковь продолжала функционировать до переселения крымских христиан в Азовскую губернию в 1778 году. В результате археологических исследований, проведенных в церкви, также подтверждена ее датировка XIV веком, что укрепляет представление о ее исторической значимости и древности.
В 1799 году, согласно императорскому указу, здание церкви Святого Георгия было возвращено армянской общине Феодосии, которая к тому времени вновь начала восстанавливать свои позиции в городе. Однако источники конца XVIII и начала XIX веков описывают церковь как ветхую и невыразительную, пребывавшую в запустении. Несмотря на столь плачевное состояние, храм продолжал функционировать до середины XIX века. В 1858 году благодаря усилиям Габриела Айвазовского, главы армянской епархии Нахичевана и Бессарабии, церковь была основательно отремонтирована и перестроена. Этот процесс придал зданию новые черты, характерные для русской церковной архитектуры. Сохранив оригинальную трехапсидную структуру и полуциркульный свод, новые изменения коснулись центральной части здания, где были установлены четыре колонны, поддерживавшие восьмигранный купол с металлическим шатром. Шатер окружали треугольные кокошники и декоративные дентикулы, придавая зданию уникальный облик. Западная часть храма, представлявшая собой своего рода гавит или притвор, также была перекрыта крестовым сводом. Полукруглая апсида была укреплена каменным панцирем, скрытым под конусовидной крышей. В южной стене были открыты большие окна со стрельчатым верхом, а в северной стене появились две арочные двери.
К концу XIX века церковь стала местом притяжения всех христианских конфессий города, независимо от их вероисповедания. Однако после революции 1917 года храм был закрыт, а его здание переоборудовали под складское помещение. В связи с этим многие архитектурные элементы церкви, такие как окна и двери, были заложены. Окна в барабане купола были закрыты металлическими пластинами, что лишило здание света и величия, которым оно некогда обладало.
Военные действия Второй мировой войны также нанесли значительный ущерб церкви: были повреждены кровля, разрушена северная пристройка, а стены получили серьезные трещины. В послевоенные годы часть повреждений была восстановлена, и церковь привлекла внимание археологов. В 1976 году, в ходе исследований под руководством Е.А. Катюшина и А.И. Айбабина, были обнаружены фрагменты более раннего строения, включая остатки стен и пола, которые отнесли к XIV веку.
В 2003 году храм был передан армянской общине, однако службы в нем не проводятся. В 2016–2017 годах община инициировала восстановительные работы: были заново покрыты крыша и купол, восстановлена штукатурка на барабане, а старый металлический шатер заменен на более современный восьмигранный купол из черепицы. Сложная кровля также была заново выложена черепицей, а стыки покрытий оформлены пластиком, стилизованным под черепицу.
Ранее вокруг церкви располагалось кладбище, существовавшее с XV по XX века, которое в наши дни оказалось почти полностью разрушено. Сохранилось лишь одно гранитное надгробие с эпитафиями, упоминающими Акима Никитича Арутова и Софью Никитичну Арутову, погребенных здесь. Несмотря на официально утвержденную охранную зону, частные застройки продолжают захватывать территорию старинного кладбища, разрушая могилы и уникальные подземные склепы.
Список источников и литературы
  1. Микаелян В. А. История армянской колонии в Крыму. – Ереван, 1964 (на арм. яз.).
  2. Микаелян В. А. На крымской земле. История армянских поселений в Крыму. – Ереван, 1974.
  3. Халпахчьян О. Х. Архитектура крымских армян / Составление, научная редакция и комментарии Т. Э. Саргсян. – Симферополь, 2019.
  4. Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура в Крыму. – Ереван, 1992.
2024-11-04 16:19